Образование и профессиональная деятельность:
Врач, окончила Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова (в настоящее время Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова), работала с такими известными учеными, как физиолог академик А.Г. Иванов-Смоленский, психиатр академик Г.Е. Сухарева, психолог член-корреспондент К.К. Платонов и другими. Доктор медицинских наук, заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного института им. В.И. Ленина (в настоящее время – Московский педагогический государственный университет) (с 1981 по 2006 г.г.).
В настоящее время – ведущий профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, председатель Диссертационного Совета по педагогике МПГУ (с 2008 г.). Почетный профессор МПГУ.
Области научных исследований:
Руководитель научной школы кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета «Центральные механизмы речевого онтогенеза и его нарушений».
Основные направления деятельности научной школы Л.И.Беляковой:
- исследовательская работа по изучению механизмов речевых нарушений с позиций психологии, психолингвистики, нейропсихологии и др.
- разработка основных направлений и логопедических технологий коррекции речевых нарушений
- создание современных образовательных технологий профессиональной подготовки студентов логопедического отделения дефектологического факультета
Учебные курсы:
- Логопедия: Дизартрия
- Логопедия: Заикание
- Профилактика речевых нарушений
- Речевое дыхание, его нарушение и развитие у заикающихся школьников
- Особенности логопедической работы с детьми с билингвизмом
Публикации:
- Сравнительная характеристика ЭМГ у больных с заиканием на фоне органического поражения ЦНС и на фоне невротических расстройств//Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1973. № 5. С. 715-720.
- О некоторых неспецифических физиологических реакциях у лиц, страдающих заиканием//Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1974. № 4. С. 565-569.
- Особенности электроэнцефалограммы больных с заиканием//Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1975. № 12. С. 1834-1837.
- Нарушение функциональной системы речи при заикании//Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1976. № 10. С. 1555-1558.
- Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания. Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – Л., 1981.
- Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания //Клиника и терапия заикания. – М., 1984. – С. 106-120.
- Импрессивная и экспрессивная сторона речи детей шестилетнего возраста с нормальной речью и с заиканием //Вопросы психологии. – 1990. - № 4. – С. 61-67 (в соавторстве).
- Заикание: проблемы теории и практики. Монография. – М.: Прометей, 1991. – 146 с. (в соавторстве).
- Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с. (в соавторстве).
- Дифференциальная диагностика школьников с заиканием и клаттерингом (статья на английском языке)// Fluency disorders: theory, research, treatment and self-help: Proceedings of the Third World Congress on Fluency Disorders. – Nijmegen University Press, 2001. – P. 643-645 (в соавторстве).
- Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с. (в соавторстве).
- Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с. (в соавторстве).
- Примерная программа дисциплины «Логопедия». - М.: «Прометей» МПГУ, 2004. – 132 с. (в соавторстве).
- Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. – Часть 1. – М.: Прометей, 2004. – 232 c. (в соавторстве).
- Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. – Часть 2. – М.: Прометей, 2004. – 224 c. (в соавторстве).
- Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. - М.: «Прометей» МПГУ, 2005. – 500 с. (в соавторстве).
- Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2005. – 55 с. (в соавторстве).
- Практикум по логопедии. Заикание. - М.: Издательство «Прометей», 2007. – 76 с. (в соавторстве).
- Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции// Дефектология. 2007. № 4. С. 3-9 (в соавторстве).
- Использование новых технологий в логопедии//Школьный логопед. 2007. № 3 (18). С. 55-58.
- Инновационное содержание высшего профессионального образования в логопедии. - М.: Прометей, 2008. – 212 c. (в соавторстве).
- Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа// Речь ребенка: Проблемы решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 40-54 (в соавторстве).
- К вопросу диагностики, профилактики и коррекции дизартрии у детей//Сборник научных трудов международной конференции МПГУ. 2008. Том 2. С. 65-70 (в соавторстве).
- Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с. (в соавторстве).
- Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции// Дефектология. 2010. № 5. С. 21-30 (в соавторстве).