На современном этапе развития логопедии большое внимание уделяется не только вопросу коррекции, но предупреждения речевых нарушений. Поэтому в Центре мы занимаемся профилактикой появления заикания, фонематического и общего недоразвития устной речи, нарушений письма и чтения у детей с различными нарушениями речи.
Особое внимание нами уделяется случаям, когда коррекционная работа была проведена в старшем дошкольном возрасте перед самым началом обучения, то есть в 6 - 6,5 лет. Исправление речи в этом возрасте не дает гарантий того, что у ребенка не возникнет нарушений письма и/или чтения (дисграфия и дизорфография, дислексия), так как навык правильной речи (очень важный для письма) еще полностью не закрепился.
Если вы замечаете, что при правильном произношении звуков у дошкольника все еще сохраняются трудности в различении сходных по звучанию и произношению звуков в словах (бочка - «почка». шапка - «сапка»), нарушения передачи слоговой структуры длинных и сложных слов («чебонан»-чемодан), присутствует (хотя и не очень заметная) недостаточность в развитии словаря, редко, но встречаются грамматические ошибки, например, в окончаниях слов «желтыя яблоко», присутствует неверная постановка ударения («Оле'нька» - О'ленька), что более заметно при чтении, то перед школой лучше всего еще раз обратиться за консультацией к логопеду.
Кажется, что данные недочеты могут быть преодолены в процессе школьного обучения. Но многолетняя практика работы показывает, что не всегда это бывает так. Удивительно, но большинство современных родителей по-прежнему уверены в том, что на успешность обучения их детей влияет только правильное произношение звуков. Это абсолютно неверно. На логопедическом обследовании можно увидеть, что ошибки, совершаемые ребенком чаще всего имеют устойчивый характер. Просто родители не могут их правильно оценить. Особенно внимательно к этому следует отнестись родителям детей, у которых имеется семейная леворукость (родной брат, сестра, бабушка, дедушка; в т.ч. переученные) или амбидекстрия (равномерное владение правой и левой рукой), присутствие которой вместе с описанными недостатками речи будут осложнять обучение. Поэтому лучше еще немного времени уделить занятиям с логопедом. Опытный логопед исправит оставшиеся недочеты в речи школьника и проконтролирует процесс овладения письмом и чтением, предупредит возможность возникновения нарушений письма и чтения.
Самым лучшим вариантом предупреждения дисграфии и дислексии у детей с нарушенной речью мы считаем специальное обучение первоначальному письму и чтению, которое осуществляется параллельно с коррекцией речи, по нашим авторским методикам.