Нарушения устной речи, письма и чтения, требующие логопедической коррекции.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи в результате органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия не просто временная задержка речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния ЦНС. В зависимости от доминирующего компонента нарушения выделяют:
- моторную алалию – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловой стороны речи;
- сенсорную алалию – нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора. У ребенка своевременно не формируется связь между предметом (действием) и обозначающим его словом.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга и ближайшей подкорки доминантного по речи полушария. Данное расстройство речи наблюдается у лиц с уже сформировавшейся речью.
Афония – отсутствие голоса (не является диагнозом, а только отражает степень нарушения голоса).
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нарушаться могут как отдельные звуки ([р], [л], [с] и т.д.), так и группы звуков (например, шипящие – [ш], [ж], [ч], [щ], свистящие [с], [с’], [з], [з’], [ц] и т.д.). Выделяют:
- функциональную дислалию. Нарушение представляет собой нарушение звукопроизношения, при котором нет органических нарушений. Данное явление может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образы отдельных звуков;
- механическую дислалию. Нарушение звукопроизношения, обусловленное дефектами строения периферического речевого аппарата (укороченная подъязычная уздечка, готическое небо, неправильный прикус и т.п.).
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает вследствие органического поражения определенных отделов центральной и периферической нервной системы. выделяется несколько форм дизартрии.
Дизорфография – нарушение морфологического принципа письма, выражающееся в стойких, специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения.
Дисграфия – нарушение фонематического принципа письма, выражающееся в стойких и часто повторяющихся ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения, отрицательно влияя на овладение грамотой. Нарушение не преодолевается без проведения специальных логопедических занятий.
Дислексия – нарушение формирования навыка чтения вслух и "про себя", выражающееся в стойких ошибках, которые сохраняются на протяжении длительного периода обучения. Нарушение может возникать в результате речевой патологии и при дефиците зрительных функций.
Дисфония – частичное нарушение голоса (не является диагнозом, а только отражает степень нарушения голоса).
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Клаттеринг – расстройство плавности речи, характеризующееся ускоренным темпом и нерегулярным ритмом речи. Быстрая речь дополняется одним или несколькими симптомами: частым и неоправданным паузированием, звуковыми вставками разного характера, нарушением звукопроизношения и перестановками слогов в многосложных словах, нарушением синтаксического строения фразы.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь.
Ринолалия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве звукопроизношения и назальном тембре голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелины губы и неба, гипокинез мягкого неба и т.д.). Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи, при этом страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков.
Ринофония – нарушение только тембра голоса, проявляющееся в назальном оттенке голоса.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Фонастения – слабость голоса.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН или ФФНР) - это нарушение устной речи, при котором у ребенка страдает произношение, а также способность различать сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки.