Логопед профессионал - доверяйте профессионалам!

+7(495) 971-18-95, +7(495) 971-18-97

Дизорфографией называется нарушение письма, которое проявляется в ошибках написания словарных слов и слов с применением изученных ребенком правил русского языка.

   Дизорфография как нарушение может проявляться с конца первого года обучения, то есть с начала изучения орфографических правил. Чаще всего она возникает у детей, которые имели в дошкольном периоде или имеют в настоящее время нарушение развития устной речи в виде ОНР (общее недоразвитие речи).

   Для выявления у школьника дизорфографии логопеду необходимо изучить несколько видов письменных работ: диктант, упражнения по восстановлению пропущенных в словах букв, изложение, сочинение, в которых должны присутствовать словарные слова.

   Основным признаком нарушения считаются орфографические ошибки написания слов, связанные с неусвоением изученных правил правописания.

   К этим ошибкам относятся: правописание безударных гласных, окончаний, приставок на глухие и звонкие согласные, написание в словах Ъ и Ь. При этом нарушенными оказываются разные принципы русскоязычного письма. Нарушение морфологического принципа отражается в ошибках правописания проверяемых гласных в корне («соды» - «сады», «зимля» - «земля»), проверяемых парных согласных, находящихся в слабой позиции («хлеп» - «хлеб», «флак» - «флаг»), непроизносимых согласных («окресность» - «окрестность», «весник» - «вестник»), приставок в именах существительных и прилагательных, суффиксов, написание «не» с глаголами, безударных окончаний «и/е» в существительных разных склонений, «о/е» в окончаниях существительных (и после «ц»), написания Ь после после шипящих, написание окончаний глаголов (Ь в окончаниях глаголов 2-го лица после шипящих, безударные окончания глаголов, «тся» и «ться»), дифференцированное написание приставок и предлогов, раздельное написание предлогов со словами, перенос слов. Нарушение традиционного принципа письма обнаруживается в неверном написании непроверяемых гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов, букв «а», «и», «у» после шипящих согласных (ча – ща, жи – ши, чу – щу), сочетаниях согласных «чк», «чн», «нщ» др., удвоенных согласных в словах («шоссе», «бассейн»).

   Важнейшим признаком дизорфографии считается большое количество ошибок в письменных работах учащихся. Поэтому выделяется легкая, средняя (не более 30% ошибок от всех орфограмм в тексте) и тяжелая (более 50% орфограмм) степени дизорфографии.

   К дизорфографическим могут относится только такие ошибки, которые носят постоянный повторяющийся характер, то есть их можно встретить в разных письменных работах. Их возникновение связано с нарушениями в развитии детей, поэтому самостоятельно они не «уходят» и требуют проведения специальной логопедической работы.

   Исправлением дизорфографии у детей с нарушениями развития (нарушения речи, ММД, задержка развития, эпилепсия и т. п.) должен заниматься логопед, а не учитель. Учитель не может выявить причину дизорфографии у ребенка и будет повторять с ним только правила, которые, как показывает наша практика, дети и так хорошо знают. Здесь необходима помощь логопеда. В более сложных случаях - комплексный подход: участие логопеда, врача, нейропсихолога, педагога; тогда возможен максимально положительный результат.

   Отметим, что особо важным для диагностики дизорфографии следует считать правильное разграничение дизорфографии и дисграфии. С этим материалом подробно можно познакомиться в работе «Методика выявления дизорфографии у младших школьников» автора О. Б. Иншакова, А. А. Назарова, 2013г.

Вверх