За рубежом под дислексией («dyslexia») понимаются специфические трудности в овладении чтением и письмом, которые могут сопровождаться нарушениями счёта, кратковременной памяти, переключаемости с одного вида задания на другое, нарушения слухового и/или зрительного восприятия и моторных навыков.
На становление чтения и письма существенное влияние оказывает устная речь (фонетико-фонематическое недоразвитие речи - ФФНР, общее недоразвитие речи-ОНР) . Дислексия может возникнуть несмотря на оптимальные условия обучения и не зависит от социально-экономических предпосылок и интеллекта. Однако чаще всего она обнаруживается у детей c нормальным слухом, зрением и со средним или высоким уровнем интеллекта.
В нашей стране под дислексией понимается только специфическое нарушение чтения, а для обозначения специфического нарушения письма используется термин «дисграфия».
Факторы риска возникновения дислексии и дисграфии:
Общие факторы риска:
- наследственность, подобные трудности у членов семьи;
- ребенок сразу начинает ходить, минуя этап ползания;
- он долго не может научиться одеваться, правильно надевать туфли на ноги;
- поздно овладевает навыком застегивания пуговиц или завязывания шнурков;
- у него бывают «хорошие» и «плохие» дни без видимых причин;
- любит читать, но не проявляет интереса к буквам или словам;
- часто ссылается на невнимание или на то, что не расслышал;
- неловок в игре с мячом;
- плохо прыгает со скакалкой;
- не может отхлопать простые ритмы.
Речевые и языковые факторы риска:
- ребенок долго не может овладеть правильным произношением звуков;
- постоянно путает фразы, заменяет слова;
- знает цвета, но путает их (говорит «черный» вместо «коричневый»);
- искаженно произносит звуки;
- часто не может вспомнить названия простых вещей (стол, стул);
- испытывает трудности употребления предлогов (над — под, в — из);
- с трудом учит стихи;
- плохо подбирает рифмы к словам (том, дом, ком);
- затрудняется выбрать лишнее по звучанию слово (том, дом, сад, ком);
- не может запомнить последовательность цветных бусинок, а позже — порядок дней недели, месяцев или чисел.
Интеллектуальные факторы риска:
- быстро думает и делает, но не по инструкции;
- у ребенка развиты творческие способности: хорошо рисует, чувствует цвет;
- любит играть в конструкторы, пазлы, лего, в игры с дистанционным управлением;
- кажется ярким, способным и в то же время загадочным.
Далеко не все дети с дислексией и дисграфией испытывают все вышеперечисленные трудности. Кроме того, важно отметить, что у многих школьников на начальных этапах обучения встречаются ошибки такие же, как и при дислексии. Однако утверждать, что у ученика дислексия, можно только в том случае, если ошибки устойчивы и наблюдаются в течение достаточно долгого времени.
Что говорит ребенок?
Часто то, что говорят дети с дислексией , может служить сигналом тревоги для взрослых и свидетельствовать об определенных трудностях ребенка. Особенно следует обратить внимание на следующие высказывания детей:
- Вчерашний день — это день, который наступает завтра?
- Где начало книги?
- С чего начинается книга?
- Где начало страницы?
- Я снова потерял строку;
- Что значит это слово?
В большинстве случаев ребенок с дислексией при поступлении в школу находится в менее благоприятных условиях, чем другие дети. Его основные умственные способности (по мнению ряда ученых) сконцентрированы в правом полушарии мозга. Это значит, что мыслительная деятельность этого ребенка осуществляется на интуитивном, импульсивном и чувственном уровне. К сожалению, школа для него является левополушарной средой, которая предполагает овладение такими навыками, как чтение и письмо. Здесь ученик сталкивается с такими символами, как буквы, цифры и ноты. Кроме того, ребенок учится следовать инструкциям, внимательно слушать, отвечать в соответствии с тем, что он слышит и логически мыслить. До школы у него формируются умения, которые в дальнейшем становятся звуковой базой овладения этими навыками. Поэтому период между тремя и семью годами — очень важное время для обучения.
Особые сложности испытывают дети, у которых есть признаки левшества (леворукость у родственников), леворукие и амбидекстры (равномерно владеющие правой и левой рукой).
Общие рекомендации для родителей:
- Вместе пропевайте детские песенки. Они способствуют развитию чувства темпа и ритма речи с раннего возраста.
- Развивайте пальцевую моторику.
- Читайте детям стихотворения, особенно потешки и небылицы. Попробуйте придумывать их сами.
- Сопровождайте жестами детские песенки, стишки или обыгрываемую ситуацию. Ребенок, сначала полностью подражая, в дальнейшем выберет какие-то отдельные пантомимы, которыми и будет пользоваться.
- Устраивайте игры-драматизации.
- Разговаривайте с ребенком по картинкам, голосом выделяя грамматическую форму слова или словообразовательный компонент (способствуя тем самым формированию звуковых грамматических обобщений ребенка). “Посмотри-ка: воробей чирикает, голубь воркует, синица тенькает, а ворона что делает?” “А этот воробей водичку попил, перышки почистил и к небу … полетел”.
- Играя с ребенком, стимулируйте его на вербальный ответ с использованием предлогов.
- Организовывайте групповые игры с разными правилами.
- Устраивайте подвижные игры, способствующие общей активизации ребенка.
- Играйте в настольные игры, например: лото, мозаику.
- Смотрите телевизор вместе и дозировано. Телевизор может быть удобной формой обучения, если он не способствует инертности и пассивности ребенка. Есть полезные программы, дающие материал для обсуждения и творческой деятельности ребенка.
- Пользуйтесь книгами с развивающими заданиями: соединение точек, лабиринты, кроссворды (разного уровня сложности).
- Одобряйте стремление ребенка помогать по дому: накрывать на стол, убирать, подметать и т.д.
Развитие слухового восприятия ребенка:
- Положить различные предметы в контейнеры — песок, сухие горошины, монетки, пуговицы и так далее. Потрясти один из контейнеров и предложи ребенку угадать, что находится внутри и описать звук. Задать ему вопросы: «Внутри находится одна или несколько монеток?», «Звук громкий, тихий, мягкий, шуршащий и т.д.? »
- Слушать звуки, встречающиеся в повседневной жизни, преимущественно с закрытыми глазами. Что можно услышать? Звонок телефона? Стук? Голоса? Тиканье часов? Послушать звуки дорожного движения — мотор мотоцикла, грузовика, легкового автомобиля, сирены скорой помощи.
- Записать некоторые повседневные звуки, например, текущей воды, работающей стиральной машины, звонок телефона. Затем включить запись и посмотреть, узнает ли эти звуки ребенок. Звуковое лото и записанные на пленку сказки (истории) также очень полезны и любимы детьми.
- Предложить ребенку закрыть глаза и угадать, кто говорит (мама, тетя, сестра или бабушка).
- Оттопать или отхлопать простой ритм, чтобы затем ребенок его повторил. Постепенно усложнять этот ритм. Отхлопывать слова, состоящие из одного слога. Затем слова из двух и более слогов. Произносить слова так же, как их отхлопываете: кот, дос-ка, ка-ни-ку-лы, те-ле-ви-де-ни-е. Позже ребенку называется слово, чтобы он самостоятельно его отхлопал. Может ли он сказать, сколько «ударов» в слове? Используйте имя ребенка для демонстрации этого задания.
- Игра «Я шпионю». Эту игру трудно проводить с группой детей, имена которых начинаются с одинаковых букв. Тогда используются другие варианты игры:
- с использованием звуков речи: я слежу одним глазом за чем-то, что начинается со звука «б».
- с использованием «нагрузки»: я слежу одним глазом за чем-то, что начинается с такого же звука, как слово «мяч».
- с использованием начальной буквы имени: я слежу одним глазом за кем-то, чье имя начинается со звука «Б».
- с использованием ритмов: я слежу одним глазом за чем-то, что звучит, как у-дар.
- с использованием конечного звука: я слежу одним глазом за чем-то, что заканчивается на звук «ч».
- Произнести слово побуквенно, например, к-о-т и попросить ребенка назвать слово целиком «кот». Обязательно сохранять последовательность звуков, не менять их местами.
- Назвать пару рифмующихся слов: «кот-крот» — они рифмуются? Назвать пары нерифмующихся слов «кот-собака» — они рифмуются? Назвать одно слово, чтобы все дети по очереди подобрали к нему рифмующуюся пару. Первый, кто нарушит рифму, начинает новый раунд.
- Игра «Воспитатель сказал». Начинать следует с самой простой инструкции, например, « Воспитатель сказал — похлопай в ладоши». Постепенно инструкции усложняются: « Воспитатель сказал — дотронься до уха, потом до носа».
- Назвать группу слов, в которой есть лишнее слово, например, кот, собака, яблоко, лиса. Ребенок называет или рисует лишнее слово. Обязательно нужно спросить, почему оно лишнее. Так же можно использовать вариант игры с рифмующимися словами: ночка, бочка, доска, кочка. Какое слово не рифмуется с остальными?
- Игра «Я пошла в магазин и купила……………………»
Начинать игру с подбора частотных групп слов, например, фрукты или овощи, потому, что детям проще вспомнить их названия. Позже, можно «покупать» выбранные наугад вещи, например, пианино, куртку и т.д. Так же можно играть в игру, называя первую букву, на которую должны начинаться названия покупаемых вещей.
Разнообразить игру разными вступлениями:
Я упаковала в свой чемодан…………
Под новогодней елкой я нашла…………
На день рождения мне подарили………..
- Песни, содержащие различные последовательности. Песни и рифмовки содержащие названия дней недели и месяцев года.
- Следование инструкции. Начинать с одно – или двухступенчатой инструкции: «Пожалуйста, подними карандаш и положи его в коробку». Постепенно со временем инструкцию удлинить:«Подойди к полке, найди там красную коробку, принеси ее мне». Попросить ребенка перед выполнением произнести инструкцию вслух. Его собственный голос — лучшая поддержка памяти.
Развитие зрительного восприятия ребенка.
Для этой цели используются разные игровые приемы:
- «Замочек» ( карточки с одинаковым изображением сложить в отдельную стопочку). Сначала использовать картинки, а затем изображения букв и простых слов.
- Пары (найти одинаковые картинки)
- Игры на запоминание предметов на полке, шкафу и т.д.
- Домино
- Сортировка объектов по цвету, форме, размеру. Сортировка картинок, например: « Положи все картинки, названия которых начинаются с того же звука, что слово «стол» в одну колонку, а картинки, названия которых начинаются с того же звука, что слово «кот» - в другую колонку».
- Счастливые семьи (выбрать только веселые лица взрослых и детей).
- Всем вместе рассмотреть картинку. Закрыть (убрать) картинку и задать ребенку вопросы о ней, например «Сколько детей изображено на картинке?», «Сколько нарисованных на картинке людей носит шляпы?», «На картинке изображено лето или зима?».
- Разложить перед ребенком картинки 4-5-6-7, дать ему их рассмотреть в течение нескольких секунд, после этого закрыть их и попросить ребенка назвать все, что он видел. Запоминание происходит без произнесения вслух!
- Разложить перед ребенком картинки. Через несколько секунд попросить ребенка закрыть глаза. Поменять местами несколько картинок. Попросить ребенка открыть глаза и спросить, какие рисунки поменяли местами.
- После того, как ребенок выучил названия геометрических фигур, нарисовать 3 фигуры на карточках. Показать фигуры ребенку, закрыть их и попросить ребенка нарисовать то, что он видел, или выложить последовательность из заранее приготовленных карточек. Постепенно длина последовательности увеличивается.
- Показать ребенку несколько картинок – для начала хватит трех, и попросить его разложить их так, чтобы получился рассказ. Попроси его составить и рассказать историю.
Развитие кинестетических ощущений ребенка:
- Копирование геометрических фигур, букв, слов, простых изображений и т.д.
- Изготовление букв из пластилина, глины. Рисовать очень большие геометрические фигуры и буквы с использованием мела краски, разноцветных ручек. Рисовать контур букв указательным пальцем на сухом или мокром песке.
- Потрогать с закрытыми глазами и назвать геометрические фигуры и буквы, изготовленные из наждачной бумаги.
- Пощупать с закрытыми глазами и назвать фигуры и буквы, изготовленные из дерева или пластика.
- Положить различные деревянные предметы или буквы в сумку и попросить ребенка назвать их.
- Мозаика.
- Продеть несколько цветных предметов через проволоку и попросить ребенка повторить последовательность несколько раз.
Развитие физических умений ребенка.
Не пренебрегайте такими физическими умениями, как умение кинуть, поймать, отбить мячи, прыжки через скакалку, прыжки (обычные), балансирование (умение держать равновесие). Многие дети испытывают трудности при выполнении данных заданий и нуждаются в большом количестве тренировок.
Навык чтения.
Исследования неоднократно показали, что чем раньше ребенок знакомиться с книгами, приобретает читательский опыт и делится им с родителями, тем благотворнее результат. Важно говорить о книгах, используя язык книг — картинки, слова, буквы — чтобы понять, что книги можно просматривать, читать с интересом снова и снова. Для детей не является очевидным то, как правильно держать книгу, как ее открывать, где на странице находится начало рассказа, его название или в каком направлении расположены слова. Очень часто всем этим вещам необходимо специально обучать. Дети с дислексией чаще, чем остальные нуждаются в обращении их внимания на эти вещи многократно.
Навык письма.
Копирование форм букв может обострить появление «вредных» для письма движений, если за этим очень настойчиво не наблюдать, в то время как все подражающие письму движения должны поощряться. Это можно делать в виде дерижирования, или использовать указательный палец для «письма» на песке, например.
Звуки.
Обучать детей понятию «звук» следует очень внимательно. Вместо того, чтобы сказать «со звука «А» начинается «аист», лучше сначала назвать слово, чтобы дать ребенку возможность самостоятельно услышать данный звук «аист – а».
Названия букв.
Многие дети дошкольного возраста знают названия нескольких букв или даже могут назвать по порядку весь алфавит. Использование пластиковых, деревянных букв очень полезно и позволит ребенку легче запомнить их форму. Многие маленькие дети испытывают трудности при запоминании оптически сходных букв, но вскоре они перерастают эти проблемы. У детей с дислексией эта проблема остается.
Важные рекомендации родителям.
Мамы чаще всего очень беспокоятся по поводу собственных детей и часто испытывают перед школой чувство, что с ребенком что-то не так. Когда мамы говорят об этом, в ответ они слышат, такие комментарии, как «не волнуйтесь, не ждите от ребенка многого». Но с возникшими сомнениями следует обязательно обратиться к логопеду профессионалу, так как именно он занимается предупреждением и коррекцией нарушений письма и чтения (дисграфии и дислексии). Логопед скажет точно, нужно ли заниматься с ребенком или он просто ленится. И если занятия нужны, то к выбору специалиста желательно отнестись самым тщательным образом. Прежде всего, необходимо заглянуть в документ об образовании. Учитель-логопед (именно так значиться присвоенная ему в дипломе квалификация) должен иметь высшее пятилетнее педагогическое образование и достаточный стаж практической работы. Миф о том, что логопеды являются медиками, создан клиниками, в штате которых работают учителя-логопеды. Дефектолог (дектолог-логопед), который занимается развитием речи, обучен вести квалифицированную работу с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) или умственную отсталость. Не следует останавливать свой выбор на случайных специалистах, подвергая своего ребенка риску. Упущенное время и неквалифицированная помощь чаще всего невосполнимы !!! Оказание помощи. В течение всего дошкольного развития ребенка врач поликлиники и воспитатель детского сада следит за его развитием, находит слабые стороны и советует обратиться к логопеду и (или) психологу, неврологу, психиатру. К таким советам следует прислушаться. Было бы очень полезно, если бы информация от этих специалистов плюс наблюдения родителей и наблюдения воспитателей были бы доступны учителю, к которому ребенок идет в первый класс. Во многих случаях выявление ребенка со специфическими трудностями в обучении (дислексией и дисграфией) может занять много времени, за это время к ним прибавятся и другие школьные проблемы, например, тревожность. Тщательное наблюдение родителей за ребенком до и во время его обучения в начальной школе может предотвратить эту ситуацию.