От качества проведения диагностики нарушений устной речи, письма и чтения во многом зависит успешность и результат работы логопеда. Поэтому первичное обследование у нас традиционно проводит специалист самой высокой квалификации. Во время обследования важно не только определить нарушение, которое имеется у ребенка, но и отличить его от похожего нарушения. Для этой цели мы применяем проверенные практикой наши авторские методики обследования («Альбом для логопеда»; «Дифференциальная диагностика речевых нарушений»; «Обследование письма и чтения младших школьников» О.Б Иншакова), созданные на основе приобретенного опыта работы и комплексных знаний, накопленных в логопедии, нейропсихологии, психологии, психофизиологии, медицины.
Прежде всего, мы убеждаемся в сохранности у ребенка интеллекта, слуха и зрения. Затем проводим последовательное изучение всех компонентов речевой системы: произношение звуков, фонематического слуха (у дошкольников) или фонематического восприятия (у школьников), слоговой структуры слов (наполняемости слогов и их последовательности), качества и количества словаря, словообразования и словоизменения, грамматического оформления фразы, состояние связной речи. Подробно изучаем ритмические характеристики речи. Надо отметить, что для обследования дошкольников разного возраста должен использоваться материал разной сложности и хорошо иллюстрированный узнаваемыми картинками, а само обследование должно включать небольшие игровые моменты. Если эти требования соблюдаются, то все поставленные перед диагностическим обследованием задачи могут быть успешно решены.
Так как одним из приоритетных направлений нашей работы является преодоление нарушений письма и чтения у учащихся начальной и средней школы (дислексия и дисграфия), нами используются комплексные методики обследования, которые позволяют изучить не только состояние речевых, но и нарушенных неречевых (зрительных, моторных и др.) функций, участвующих в формировании навыков письма и чтения.
По итогам диагностического обследования, которое длится 1 час в присутствии взрослых, консультантом для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы (с логопедом нашего Центра) по преодолению выявленного у него нарушения. Результаты обследования фиксируются в протоколе, что дает возможность прослеживать динамику коррекционного процесса. В случае необходимости ребенку даются направления для проведения дополнительного обследования к другим специалистам, например, отоларингологу, неврологу, психиатру и т.п. Выдается логопедическое заключение. По требованию родителей предоставляется справка по месту обучения школьника.