Логопед профессионал - доверяйте профессионалам!

+7(495) 971-18-95, +7(495) 971-18-97

«Тезисы докладов 4-ой научной сессии по вопросам дефектологии»

 

Москва, 1962 г.

 

  1. Задача советской логопедии - разработка теории и практики преодоления и предупреждения нарушений речи у детей средствами педагогического воздействия. Особое внимание обращается на изучение тех речевых нарушений, которые препятствуют нормальному психологическому развитию ребенка и овладению основами наук.
  2. В секторе логопедии Института дефектологии накоплен обширный исследовательский материал, позволяющий утверждать, что частой причиной неуспеваемости учащихся массовой школы является затруднение в усвоении чтения и письма, которое проявляется с первых шагов обучения ребенка и нередко остается непреодоленным и до старших классов.
  3. Значительная распространенность нарушения чтения и письма во многом объясняется неудовлетворительным состоянием практики их преодоления и тех теоретических преставлений, на которые эта практика опирается.
  4. В течение многих десятилетий нарушения чтения и письма у детей описывались как дефекты зрительного восприятия, выражающиеся в неусвоении букв и в неумении объединить буквенные начертания в единое целое. Методика преодоления пошла по неправильному пути и оказалась совершенно неэффективной. На первое место выдвигалась тренировка зрительного восприятия, узнавания и воспроизведения графических образов. Овладение устной речью и усвоение письма представлялись процессами, внутренне между собой не связанными.
  5. Путем многолетних клинических наблюдений, пользуясь многообразными методами, нам удалось установить, что подлинная природа нарушений письма чаще всего заключается в особенностях речевого развития детей с нарушениями письма, а не в зрительном дефекте.
  6. Нами установлена определенная связь между нарушениями в развитии речи и отклонениями в овладении письмом у ребенка. Существо этой связи состоит в том, что успешное овладение письмом во многом зависит от качества протекания предшествующего речевого развития, подготовляется им. Еще до поступления в школу в период овладения устной речью у ребенка формируются практические обобщения в звуковом и морфологическом составе слов, которые впоследствии при переходе его к обучению грамоте и правописанию способствуют их усвоению. Поэтому нарушения в формировании устной речи влекут за собой отклонения в усвоении письма. Неполноценность речевого развития, нарушающая правильное взаимодействие фонетических и лексико-грамматических ее компонентов, обуславливает аномальное протекание процесса овладения письмом.
  7. По-новому определив природу нарушений письма как явление аномального языкового развития, мы должны были встать на путь коренной перестройки общепринятой методики их преодоления. Мы отказались от применения бесплодных тренировок зрительного восприятия и начали создавать методы преодоления этих недостатков с учетом их связи с недоразвитием речи. Первые шаги в этом направлении были сделаны в школе-клинике НИИД применительно к учащимся, которые поступили в клинику после ряда лет безуспешного пребывания в школе массовой и вспомогательной, где в порядке дополнительных занятий широко практиковались упражнения в списывании, штриховке, обводке и т.д. Результаты экспериментального обучения полностью подтвердили правильность отправных теоретических положений. Дети, к которым были применены специальные методы обучения, восполняющие пробелы в развитии устной речи, преодолевали свой недостаток, овладевали письмом и успешно могли продолжать обучение в массовой, а в более тяжелых случаях - в специальной логопедической школе.
  8. Положительные результаты, достигнутые в условиях клиники, были проверены на логопедических пунктах при средних школах и в практике специальных логопедических учреждений. Высокая эффективность разработанной нами системы подтвердилась во всех случаях.
  9. Опираясь на упомянутые результаты исследований, подчеркивающие детерминирующую роль речевого развития в формировании готовности к письму, мы предприняли массовое изучение около 5000 школьников различных городов Советского Союза. Среди учащихся с несформировавшейся устной речью оказалось гораздо больше детей, обнаруживающих затруднения в усвоении грамоты, чем среди учащихся с нормальной речью. Многие первоклассники с недоразвитой устной речью к концу года в условиях обычных методов обучения либо совсем не овладели письмом, либо допускали грубые специфические ошибки. Во вторых и третьих классах четко выявилась низкая грамотность письма многих учащихся с несформировавшейся речью. Среднее число ошибок у этих школьников оказалось выше более чем в 2 раза, по сравнению с детьми, речь которых развивалась нормально. Обращает на себя внимание характер ошибок этих детей, свидетельствующий о затруднениях звукового и морфологического анализа. С четвертого класса заметно снижаются проявления несформировавшейся речи. Однако наряду с этим у многих учащихся. Хотя дефекты речи и оказались сглаженными, наблюдалась общая низкая грамотность письма, приводящая учащихся к неуспеваемости. Это явление было замечено и в последующих классах, где нередко наблюдались случаи отсева, вызванные данной причиной.
  10. Проведенное нами массовое исследование позволяет представить себе распространенность рассматриваемой причины неуспеваемости и обосновывает целесообразность широкого внедрения в практику массовой школы разработанных в секторе логопедии методов её преодоления.
  11. Вместе с тем следует отметить, что коренной перелом в решении данной проблемы может быть достигнут лишь при условии, если будут найдены способы своевременного распознавания возможных препятствий обучения и устранения их до школы.
  12. Раскрытая в наших исследованиях связь нарушений письма с недоразвитием устной речи позволяет выделить определенные предпосылки успешного усвоения письма, зрелость которых может быть проверена до того, как ребенок поступит в школу. В ходе исследования сотрудниками сектора логопедии были разработаны приемы, которые могут быть использованы в диагностических целях. Умелое применение их позволяет улавливать у старшего дошкольника и у начинающего учиться школьника признаки недостаточной готовности к усвоению грамоты и правописания. При наличииэтих признаков необходимо проведение соответствующих специальных предупредительных мероприятий.
  13. Рациональное использование результатов изложенных логопедических исследований позволяет устранить одну из причин неуспеваемости, второгодничества и отсева учащихся.

Вверх