Логопед, дефектолог, психолог

занятия и консультации у профессоров и доцентов

Центр коррекции речи
Офис на ул. Гарибальди:
+7 (495) 971-18-95
Офис на Октябрьском Поле:
+7 (495) 971-18-97
наш адрес написать письмо
пн-пт 9:00-20:00
сб-вс 10:00-19:00

Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. – М., 1971, с. 288-290.

 

Р.Е. Левина

(Москва)

Связь аномалий речевого развития с состоянием гностических и регуляторных процессов

 

При рассмотрении связей между нарушениями речи и другими сторонами психики чаще всего отмечается отрицательное действие речевой недостаточности на развитие познавательных функций ребенка, на формирование его личности. Мы стремимся проанализировать, как влияет состояние отдельных психических процессов на овладение речью, какова их роль в генезисе ее отклонений.

Влияние различных сторон психического развития на формирование речи носит не только общий, но и избирательный характер. Так, при фонетических нарушениях наибольшую роль играет состояние акустико-гностических и артикуляционных механизмов. Их взаимодействие составляет основу, благодаря которой в социальном общении с участием обобщающей деятельности формируются произносительные навыки и фонематические процессы. Развитие первых словесных значений специфическим образом зависит от состояния предметного гнозиса.

Возникшие по тем или иным причинам недостатки отдельных компонентов речи далеко не всегда остаются изолированным дефектом. Патология речевого развития у детей изобилует примерами, иллюстрирующими взаимосвязь нарушений фонетики, лексики и грамматики, составляющими случаи общего недоразвития речи. Сказанное относится к формированию речевых средств, что отнюдь не исчерпывает проблемы формирования речевой деятельности. Вместе с овладением речевыми средствами ребенок приобретает способность использования имеющегося и усваиваемого речевого запаса в коммуникативном процессе.

Речевое общение принадлежит к сложным видам деятельности, выполнение которой требует не только умственных, но и эмоциональных усилий. Формирование этой способности связано с овладением регуляторными механизмами, произвольным вниманием, гибкостью переключений и другими свойствами психики, отличающимися большим индивидуальным своеобразием.

Известны примеры конституциональной неустойчивости нервных процессов и повышенной импульсивности речевого поведения. Не предусмотренные в педагогическом процессе ступени нарастания сложности коммуникативной деятельности у таких детей вызывают непосильное эмоциональное напряжение в момент общения, ведущее к расстройствам течения разговорной речи, характерным для заикания. С целью предупреждения подобных осложнений необходимо разграничение ступеней общения с постепенным убыванием элементов наглядности и усилением контекстности. Кроме того, нужна система коммуникативных моделей, корригирующая в случае необходимости слабость тех или иных сторон эмоционально-волевой сферы ребенка и формирующая черты, необходимые для нормального протекания коммуникации.

Между двумя названными выше линиями овладения устной речью существует подвижное взаимодействие. Обогащение словесных средств не может не оказывать влияния на протекание коммуникативной деятельности, и наоборот: черты личности, способствующие успешному протеканию речевой коммуникации, сказываются на накоплении и дифференциации языковых средств. Однако обе линии относительно самостоятельны и требуют наряду с единым подходом специфических методов педагогического воздействия.

 
 

г. Москва, улица Гарибальди, дом 24, офис 7, подъезд 1

+7 (495) 971-18-95