Логопед, дефектолог, психолог

занятия и консультации у профессоров и доцентов

Центр коррекции речи
Офис на ул. Гарибальди:
+7 (495) 971-18-95
Офис на Октябрьском Поле:
+7 (495) 971-18-97
наш адрес написать письмо
пн-пт 9:00-20:00
сб-вс 10:00-19:00

Нарушение письма у младших школьников (дисграфия, дизорфография)

Рекомендуемая литература:

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – М., 1995. – № 12. – С. 12 – 22.

2. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова // Начальная школа, плюс, минус. – М.,1999. – №9 – С.3 – 10.

3. Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: Дис.… канд. пед. наук / О.А. Азова – М., 2006. – 392 с.

4. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

5. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – М.: Издательство АНП РСФСР, 1955. – вып. 70. – С. 104 – 148.

6. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Издательство «Просвещение», 1964. – 304 с.

7. Андреопулу А. Типология специфических ошибок письма у греческих школьников / А. Андреопулу: Дис.… канд. пед. наук. – М., 2002. – 155 с.

8. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. – М.: Издательство «Наука», 1979. – 453 с.

9. Ахутина Т.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма / Т.В. Ахутина, Ю.Д. Бабаева, А.А. Корнеев, А.Н. Кричевец, М.Н. Воронова, О.И. Егорова // Вестник МГУ. – М., 2008 – № 3. – С. 63 – 73.

10. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. – С. 779 – 783.

11. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе / Т.В. Ахутина // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера. – М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. – С.5.

12. Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева // Школа здоровья. – М.: Издательство РОО «Образование и здоровье», 1997. - № 3 (т. 4). – С. 38 – 42.

13. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 7 – 20.

14. Бабина Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 174 – 192.

15. Балашова Е.Ю. Развитие произвольных движений у дошкольников 4 – 6 лет: нейропсихологическое исследование / Е.Ю. Балашова, Е.А. Казакова // Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. – М.: Издательство МПСИ: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – С. 359 – 371.

16. Бастун Н.А. Нейропсихологический анализ причин школьной нейспеваемости / Н.А. Бастун // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера. – М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. – С. 9.

17. Безруких М.М. Обучение письму / М.М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. – 608 с.

18. Безруких М.М. Особенности развития познавательных функций у учащихся 9 – 10 лет, имеющих трудности письма / М.М. Безруких, С.П. Ефимов, С.К. Хромова // Школа здоровья. – М.: РОО «Образование и здоровье», 2001. – № 4. – С. 39 – 44.

19. Безруких М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка / М.М. Безруких // Новые исследования. Альманах. – М.: Издательство «Вердана», 2003 – №1 (4). – С. 138 – 142.

20. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: «Академия», 2000. – 248 с.

21. Безруких М.М. Становление навыка письма (психофизиологические аспекты) / М.М. Безруких // Начальная школа, плюс, минус. – М., 1998. – №8. – С. 23 – 31.

22. Белякова Л.И. Значение анамнестических сведений о раннем периоде речевого онтогенеза для выбора стратегий и тактики коррекционного обучения / Л. И. Белякова, Ю.О. Филатова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. – М.: Издательство «В.Секачев, НИИ Школьных технологий», 2008. – С. 5 – 18.

23. Белякова Л.И. Особенности профиля латеральной организации (ПЛО) учащихся начальных классов массовой школы с зеркальными ошибками письма / Л.И. Белякова, О.Б. Иншакова, Н.Л. Немцова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 – С. 21 – 35.

24. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 688 с.

25. Богатырева И.Р. Специфика проявления дисграфии от показателя IQ учащихся начальных классов общеобразовательной школы / И.Р. Богатырева // Сборник научных трудов Московского городского педагогического университета и Бакинского славянского университета / Под ред. М.А. Мыльникова. – М.: Издательство МГПУ, 2010. – С. 189 – 195.

26. Бодон А.М. Исследование серийной организации движений у детей и взрослых с помощью графо-моторных проб / А.М. Бодон, Т.В. Ахутина, А.В. Курганский // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера. – М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. – С. 14.

27. Боскис Р.М. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей / Р.М. Боскис, Р.Е. Левина // Известия АПН РСФСР / Отв. Ред. Л.В. Занков. – М.-Л., 1948. №15. – С. 167 – 191.

27. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с ЗПР / Н.И. Буковцева // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика». – 2004. – № 2 (9). – С. 47 – 51.

28. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью / Н.И. Буковцева: Дис.… канд. пед. наук. – Самара, 2001. – 202 с.

29. Бурлакова М.К. Особенности нарушения чтения и письма при афазии у левшей / М.К. Бурлакова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 35 – 44.

30. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций / Г.М. Вартапетова: Дис.… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002. – 242 с.

31. Величенкова О. А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников /О. А. Величенкова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 45 – 51.

32. Величенкова О. А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О.А. Величенкова: Дис.… канд. пед. наук. – М., 2002. – 184 с.

33. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников / О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова, Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2001. – №4. – С. 23 – 30.

34. Величенкова О.А. Нейропсихологический анализ специфических нарушений письма у детей / О.А. Величенкова // А.Р. Лурия и психология 21 века. Вторая международная конеференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений // Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Тапера. – М.: Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, 2002. – С. 26 – 27.

35. Венцов А.В. Проблемы восприятия речи / А.В. Венцов, В.Б. Касевич. – М.: Издательство «Едиториал УРСС», 2003. – 240 с.

36. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеева. – М.: Издательство «Просвещение», 1974. – 127 с.

37. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. – М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 127 с.

38. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов / Н.Н. Волоскова: Дис.… канд. пед. наук. – М., 1996. – 167 с.

39. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов / Н.Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 193 – 199.

40. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

41. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Акад. пед. наук. – 1960. – 500 с.

42. Гермаковска А. Исследование развития фонологического сознания у детей с риском дислексии / А. Гермаковска // Логопедия. – М., 2005. – № 4 (10). – С. 11 – 18.

43. Голикова Е.О. Формирование навыка письма у младших школьников с армянско-русским билингвизмом / Е.О. Голикова: Дис.… канд. пед. наук. – М., 2006. – 162 с.

44. Гордон Е.Б. Пространственные представления у детей: их развитие и коррекция // Е.Б. Гордон, А.А. Цыганок // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера. – М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. – С. 25 – 26.

45. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореф. дис…. канд. пед. наук / М.С. Грушевская. – М.: АПН СССР: НИИ дефектологии, 1982. – 23 с.

46. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 264 с.

47. Давидович Л. Р. Особенности формирования речи и письма у учащихся школ для детей с ТНР / Л.Р. Давидович // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: МГПИ, 1985. – С. 95 – 101.

48. Дмитрова Е.Д. Фонологическая дисграфия. Некоторые особенности коррекционной работы / Е.Д. Дмитрова // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера. – М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. – С. 30 – 31.

49. Евдокимова Л.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи / Л.А. Евдокимова: Дис.… канд. пед. наук. – М., 2001. – 181 с.

50. Елецкая О.В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов: методические рекомендации и упражнения / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: Издательство «Школьная пресса», 2003. – 64 с.

51. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.

52. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.:

53. 3абозлаева И.В. Эффективноность нейропсихологической коррекции у детей со специфическими расстройствами письма / И.В. Забозлаева, Т.Ф. Белогурова // I Международная конференция памяти Л.Р. Лурия. Тезисы докладов. / Под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмап, Д. Тапера. – М.: «Российское Психологическое общество», 1997. – С. 36 – 37.

54. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма / Л.Р. Зиндер. – Л.: Издательство «Наука», 1987. – 112 с.

55. Золотарева Э.В. Взаимодействие нейропсихолога и педагога: нейропсихологический анализ и методы коррекции зрительно-пространственной дисграфии / Э.В. Золотарева, Т.В. Ахутина // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозмана, Д. Тапера. – М.: Издательство «Российское психологическое общество», 1997. – С. 40 – 41.

56. Ивановская О.Г. Психолого-педагогические характеристика детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы / О.Г. Ивановская // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.– М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 – С. 61 – 67.

57. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. – М., 1999. – № 8. – С. 16 – 24.

58. Иншакова О. Б. Нарушение письма и чтения учащихся правшей и неправшей / О.Б. Иншакова: Дис…. канд. пед. наук – М., 1995. – 169 с.

59. Иншакова О. Б. Предисловие / О. Б. Иншакова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ, 2001. – С. 3 – 6.

60. Иншакова О.Б. Изменение состояния устной речи у детей со стабильной и прогрессирующей дисграфией / О.Б. Иншакова, С.А. Овсянникова // Современное общество и специальное образование: Международная научная конференция. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – С. 169 – 173.

61. Иншакова О. Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников / О. Б. Иншакова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной, Е. В. Оганесяна, М. Н. Русецкой. – М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. – С. 99 – 105.

62. Иншакова О. Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О. Б. Иншакова, А. Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика, 2003. – №1-2 (4-5) – С. 37 – 41.

63. Иншакова О. Б. Основные теоретические представления о природе дислексии / О.Б. Иншакова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / Под ред. Л.И. Беляковой, Г.В. Бабиной, Ю.Ф. Гаркуши, О.Б. Иншаковой, Ю.О. Филатовой, Л.Б. Халиловой, С.Н. Цейтлин. – М.: Издательство «Прометей», МПГУ, 2005. – с. 264 – 271.

64. Иншакова О.Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О.Б. Иншакова, А.Н. Кричевец, Т.В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МСГИ, 2006. – С. 44 – 49.

65. Исаев Д.Н. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексии и дисграфии / Д.Н. Исаев, К.Д. Ефремов К.Д., С.М. Пукшанская // Тезисы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии. – М., 1974. С. 120 – 121.

66. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. – М.: Наука, 1965. – 599 с.

67. Ишимова О.А. Распространённость предрасположенности к дисграфии / О.А. Ишимова // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МСГИ, 2006. – С. 49 – 53.

68. Касаткин Л.Л. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография / Л.Л. Касаткин // Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Издательство Высш. Шк., 1999. – С. 82 – 157.

69. Карасёва Н.Л. Анализ специфических ошибок письма у учащихся начальных классов / Н.Л. Карасёва // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – С. 106 – 112.

70. Карпенко Н.П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи / Н.П. Карпенко, А.Н. Подольский // Вест. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 1980 – №3 – С. 51 – 52.

71. Карпенко П.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфии / П.П. Карпенко: Автореферат дисс. канд. психол. Наук. – М., 1980. – 22 с.

72. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство «Просвещение», 1965 г. – С. 85 – 98.

73. Каше Г.А. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи / Г.А. Каше // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 20 – 58.

74. Клименко Е.П. Предупреждение трудностей письма и чтения у учащихся первых классов с функциональными расстройствами зрения в букварный период обучения грамоте / Е.П. Клименко: Дис…. канд. пед. наук – СПб., 2007. – 248 с.

75. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / И.К. Колповская // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 72 – 88.

76. Колповская И.К. Характеристика нарушений письма и чтения / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.И. Левиной. – М.: «Просвещение», 1968. – С. 166 – 190.

77. Комарова В.В. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи / В.В. Комарова, Л.Г. Милостивенко, Г.М. Сумченко // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: Образование, 1992. – С. 106 – 116.

78. Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников письменной речи / О.А. Константинова // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. – № 1 (12). – С. 38 – 41.

79. Корнеев А.А. Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма: Дис…. канд. псих. наук / А.А. Корнеев – М., 2005. – 139 с.

80. Корнев А.Н. Метаязыковые механизмы нарушения письма и чтения у детей / А.Н. Корнев // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – С. 64 – 74.

81. Корнев А.Н. Методика оценки автоматизированности навыка письма / А.Н. Корнев // Проблемы патологии развития и распада речевой функции (материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт) / под ред. М.Г. Храковской. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – С. 54 – 59.

82. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 330 с.

83. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

84. Крещенко О. Ю. Связь развития познавательных функций с трудностями письма у младших школьников / О.Ю. Крещенко // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей», МПГУ, 2005. – С. 282 – 287.

85. Курганский А.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6 – 7 лет / А.В. Курганский, Т.В. Ахутина // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология. – 1996. – № 2. — С. 58 – 65.

86. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 224 с.

87. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. – С. 132 –140.

88. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи / Р.И. Лалаева // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – С. 459 – 498.

89. Лалаева Р.И. Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей / Р.И. Лалаева // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения. Материалы III международной конференции Российской ассоциации дислексии / Под ред. Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой. – М.: Российская ассоциация дислексии; МГПУ, 2007. – С. 88 – 96.

90. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. – 311 с.

91. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Издательство Учпедгиз, 1940. – 72 с.

92. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с ОНР / Р.Е. Левина // Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – С. 207 – 253 с.

93. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е.А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – С. 167 – 174.

94. Логинова Е.А. Нарушения письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208 с.

95. Логинова Е.А. Особенности коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития / Е.А. Логинова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М.: МПСИ, 2001. С. 210 – 219.

96. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 624 с.

97. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе // А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. – 64 с.

98. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. // Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Издательство «Академия», 2002. – С. 10 – 76.

99. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных
классах / М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Изд. центр
«Академия», 2000. – 464 с.

100. Львов М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Наука, 1998. – 208 с.

101. Ляудис В.Я Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. – М.: Издательство «международная педагогическая академия», 1994. – 150 с.

102. Максименко М.Ю. Нейропсихологический подход к оценке готовности детей к школе / М.Ю. Максименко // Школа здоровья. – М.: РОО «Образование и здоровье», 2001. – № 4. – с. 17 – 22.

103. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. – М.: Издательство РОО «Образование и здоровье», 1997. – № 3 (т.4). – С. 25 – 37.

104. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Т. 2. – С. 41 – 51.

105. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции: зрительный гнозис / Я.А. Меерсон. – Л.: Издательство «Наука», 1986. – 163 с.

106. Меерсон Я.А. Нарушения зрительного гнозиса при локальной патологии левого и правого полушарий головного мозга / Я.А. Меерсон // Нейропсихологический анализ межполушарной ассимертии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Издательство «Наука», 1986. – С. 71 – 80.

107. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 288 с.

108. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – М.: Издательство «ООО Творческий Центр Сфера». – 2004. – № 2. – С. 4 – 14.

109. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – М.: Издательство «ООО Творческий Центр Сфера». – 2004. – № 4. – С. 13 – 25.

110. Мисаренко Г.Г. Технология обучения фонемному анализу как рабочей операции письма / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс до и после. – Издательство «Баласс». – 2008. – № 7. – С.18 – 23.

111. Мнухин С.С. О врождённой алексии и аграфии / С.С. Мнухин // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. – 1934. – Т.3, Вып. 2/3. – С. 193 – 203.

112. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т.В. Моисеева // Школьный логопед. – М.: Издательский дом «Образование плюс», 2006. – № 1 (10). – С. 11 – 19.

113. Моисеенко Е.М. К вопросу об актуальности исследования нарушений письма у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Е.М. Моисеенко // Современное общество и специальное образование. Межд. научн. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2007. – С. 272 – 274.

114. Назарова А.А. Роль изучения анамнестических сведений в комплексном изучении нарушений письма младших школьников / А.А. Назарова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – С. 95 – 101.

115. Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме / Л.К. Назарова // Советская педагогика. – 1952. – № 6. – С. 37 – 51.

116. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М: В. Секачев, 2008. – 128 с.

117. Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма / Н.Л. Немцова: Дисс... канд. пед. наук. – М., 1999. – 153 с.

118. Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ / Н.А. Никашина // Вопросы логопедии (недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) // Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – С. 7 – 74.

119. Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников / Н.А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство «Просвещение», 1965. – С. 46 – 66.

120. Никашина Н.А. Опыт преодоления недостатков произношения, чтения и письма у учащихся первых классов / Н.А. Никашина // Вопросы логопедии (недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) // Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – С. 135 – 206.

121. Николаева Т.М. Что же такое графема? / Т.М. Николаева // Филологические науки. – 1965. – № 3. – С. 130 – 134.

122. Овсянникова С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией / С.А. Овсянникова: Дис… канд. пед. наук. – М., 2009. – 196 с.

123. Овсянникова С.А. Фонематическое восприятие первоклассников с нарушениями письма / С.А. Овсянникова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – С. 108 – 114.

124. Ольхин А.Б. Ошибки при письме у детей с недостатками артикуляции и педагогические пути коррекции /А.Б. Ольхин: Автореферат дис… канд. пед. наук. – Л., 1981. – 18 с.

125. Парамонова Л.Г. Динамика дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения: материалы III международной конференции Российской ассоциации дислексии / Под ред. Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой. – М.: Российская ассоциация дислексии, МГПУ, 2007. – С. 101 – 104.

126. Парамонова Л.Г. К вопросу дисграфии у учащихся общеобразовательных школ/ Л.Г. Парамонова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – С. 180 – 187.

127. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 240 с.

128. Плоткина И.М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нарушением анализа и синтеза структуры слов и предложений у учащихся 1 – 2 классов вспомогательной школы / И.М. Плоткина // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции: Сб. науч. тр. – Л.: ЛГПИ, 1978. – С. 96 – 104.

129. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: Издательство КАРО, 2006. – 240 с.

130. Прищепова И.В. О методике коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. С. 220 – 229.

131. Разживина Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией / Н.В. Разживина // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. – № 3 (14) – С. 50 – 55.

132. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, К.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1987. – 431с.

133. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата / З.А. Репина: Автореферат дис… канд. пед. наук. – М., 1975. – 25 с.

134. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М.: Издательство Айрис-пресс, 2005. – 240 с.

135. Российская Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Е.Н. Российская: Автореферат дис... канд. пед. наук. – М., 1999. – 22 с.

136. Савчук О.В. Практика психологического сопровождения детей с трудностями в развитии письменной речи / О.В. Савчук, В.И. Нодельман // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей», МПГУ, 2005. – С. 302–307.

137. Садовникова И.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся / И.Н. Садовникова: Автореферат дисс… канд. пед. наук. – М., 1979. – 20 с.

138. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

139. Сачко Н.Н. Формирование двигательных навыков / Н.Н. Сачко, П.Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Е.П. Гурьянова, Н.Ф. Талызиной. – М.: Издательство Московского университета, 1968. – С. 3 – 71.

140. Семенова О.А. Нейропсихологический анализ мозговой организации письма. Обзор литературных данных / О.А. Семенова // Новые исследования. Альманах. Возрастная физиологии – этапы развития. – М.: Издательство «Вердана», 2003. – № 1 (4). – С. 115 – 137.

141. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э.Г. Симерницкая // Нейропсихология сегодня. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 154 – 160.

142. Соколов Н.Н. Письмо вчера, сегодня, завтра / Н.Н. Соколов. – М.: «Просвещение», 1989 – 144 с.

143. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Проблемы психического развития аномального ребёнка. – М.: Просвещение, 1966. – С.53 – 54.

144. Спирова Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлению нарушений письма и чтения учащихся общеобразовательной школы / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. – 1988. – №5. – С.3 – 9.

145. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Л.Ф. Спирова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство «Просвещение», 1965. – С. 33 – 45.

146. Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма / Л.Ф. Спирова // Вопросы логопедии (недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) // Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – С. 75 – 134.

147. Сумченко Г.М. Сопоставление буквенных замен при письме слогов у учащихся массовой школы, школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и вспомогательной школы / Г. М. Сумченко // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых (межвузовский сборник научных трудов). – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1987. – С.37 – 42.

148. Тараканова А.А. Логопедическая работа по формированию мыслительных операций в системе коррекции дисграфии у младших школьников / А.А. Тараканова: Дис.… канд. пед. наук. – СПб., 2001. – 299 с.

149. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О. А. Токарева // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – Т. 2. – С. 456 – 469.

150. Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению / О.А. Токарева // Патология речи: Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Том 406. – М.: МГПИ, 1971. С. 63 – 98.

151. Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР / Р.Д. Триггер // Дефектология. – 1972. – №5. – С. 35 – 41.

152. Троицкая И.В. Опыт изучения детей с дисграфией / И.В. Триггер // Седьмая научная сессия по дефектологии. – М.: АПН СССР: НИИ дефектологии, 1975. – С. 568 – 569.

153. Туманова Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – С. 263 – 269.

154. Уфимцева Н.В. Особенности способов оперирования единицами внутреннего лексикона детьми с дисграфией / Н.В. Уфимцева, О.Б. Иншакова, Е.А. Любавина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О. Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 161 – 170.

155. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с.

156. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2000. – 56с.

157. Фридрих И. История письма / И. Фридрих. – М.: Издательство Эдитория УРСС, 2001. – 464 с.

158. Хватцев М.Е. Алексия и дислексия / М.Е. Хватцев // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – Т. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – С. 67 – 111.

159. Храковская М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамическго праксиса / М.Г. Храковская // Логопед. – 2004. – №3. – С. 4 – 10.

160. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.

161. Чернявская Е.А. Динамика психических функций при обучении чтению и письму детей 6 – 7 лет с ЗПР / Е.А. Чернявская // 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозман, Д. Тапера. — М.: «Российское Психологическое общество», 1997. С. 105.

162. Чернигова Н.В. Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР / Н.В. Чернигова // Школьный логопед. – 2008. – №5 – 6 (26 – 27). – С. 79 – 83.

163. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения /Г.В. Чиркина: Автореферат дис.. канд. пед. наук. – М., 1967. – 18 с.

164. Чиркина Г.В. О речедвигательных нарушениях / Г.В. Чиркина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство «Просвещение», 1965. – С. 99 – 104.

165. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии / В.Б. Швырков // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Редкол.: Ломов Б.Ф., Швырков В.Б. и др. – М.: «Наука», 1978. – С. 11 – 47.

166. Шкловский В.М. Влияние стороны поражения головного мозга у детей школьного возраста на характер нарушений чтения и письма // В.М. Шкловский, Е.Д. Дмитрова, Н.В. Дубровинская, И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. – № 1 (12). – С. 29 – 33.

167. Шуйфер Р.И. Предупреждение ошибок письма в период обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Р.И. Шуйфер // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 89 – 102.

168. Шурыгина И.А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе / И.А. Шурыгина: Дис.… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2003. – 205 с.

169. Щерба Л.В. Теория русского письма / Л.В. Щерба. – Л.: Издательство «Наука», 1983. – 134 с.

170. Щукин А.В. Интеллектуально-личностные особенности детей с дисграфией в младшем школьном возрасте / А.В. Щукин: Дис…. канд. пед. Наук СПб – М., 2006. – 150 с.

180. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1956. – №5. – С.38 – 53.

181. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательство «ИНТОР», 1998. – 112 с.

182. Юрьева М.В. Формирование графического действия и элементарного навыка письма у младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения / М.В. Юрьева: Дис.… канд. пед. наук. – Тамбов, 2002. – 186 с.

183. Ястребова А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: Когито-Центр, 1996 – 47 с.

184. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1984. – 159с.

 
 

г. Москва, улица Гарибальди, дом 24, офис 7, подъезд 1

+7 (495) 971-18-95