Логопед, дефектолог, психолог

занятия и консультации у профессоров и доцентов

Центр коррекции речи
Офис на ул. Гарибальди:
+7 (495) 971-18-95
Офис на Октябрьском Поле:
+7 (495) 971-18-97
наш адрес написать письмо
пн-пт 9:00-20:00
сб-вс 10:00-19:00

Роль изучения анамнестических сведений в комплексном изучении нарушений письма младших школьников

 

Письмо - сложная психическая деятельность, овладение которой во многом зависит от сохранности мозговых структур ребенка. Известно, что любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг (прямое или косвенное) может привести к его функциональному или органическому нарушению.

Наиболее уязвимым мозг оказывается в период своего интенсивного созревания. Как известно, процесс развития мозга, начинается во внутриутробном периоде с закладки спинного и головного мозга и заканчивающийся к 12-15 годам формированием большинства высших психических функций. Различные по природе этиологические факторы, воздействуя на развивающийся мозг ребёнка, могут вызывать системные перестройки и задержки в формировании отдельных функций, например, психомоторных.

Несформированнось психомоторных функций у школьника отражается в неустойчивом выборе ведущей руки, что важно для успешного овладения навыками письма и чтения. По мнению Чуприкова В.А. (1987), Н.Н. Брагиной, Т.Н. Доброхотовой (1994), О.Б. Иншаковой (1994, 1995), А.В. Семенович (1998) и др. выбор ведущей руки у ребенка осуществляется к началу учебного периода, т.е. к 5-6 лет. Наличие амбидекстрии или леворукости расценивается своеобразным риском возникновения трудностей обучения.

Статистические исследования латерального профиля взрослой и детской популяции показывают, что количество праворуких людей в популяции не превышает 75%, а из остальных 15% леворукие составляют от 9 до 11%.

Вопросом происхождения леворукости занимались многие специалисты, такие как J. Levy, A. Nagylaki (1972), M. Annett (1973, 1992, 1994, 1995) и др. Одним из направлений, в рамках которого разрабатывалась теория происхождения леворукости, явилась гипотеза ее патологического происхождения.

Согласно крайней точке зрения выдвинутой P. Bakan (1973), любая леворукость, по сути своей, имеет патологическое происхождение и большинство случаев леворукости можно объяснить родовой травмой. По мнению А.П. Чуприкова (1975), изменение моторного доминирования является одним из объективных доказательств врожденной энцефалопатии. Данную теорию подтверждают и результаты проб Вада, согласно которым повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза может привести к смене ведущей руки и доминантного по речи полушария. P. Satz (1972) полагает, что патологические факторы могут лежать в основе значительной доли случаев леворукости среди определенных больных и некоторых случаев леворукости среди здоровых людей. Поскольку нарушения, которые ведут к смене ведущей руки, оказывают влияние на мозг и его развитие, то поврежденными в разной степени оказываются и психические функции, которые имеют большое значение в процессе обучения. В связи с этим у детей наблюдаются трудности.

Анализ анамнестических данных позволяет определить вредоносные факторы, воздействующие на организм родителей (в особенности, матери) и ребенка, к которым относятся возраст родителей, неблагополучное течение беременности матери, условия жизни семьи, перенесенные заболевания, операции, травмы, неудовлетворительный социум и т.д.

Анамнестические сведения в логопедии представляют собой важный дополнительный аспект, позволяющий собрать наиболее полную информацию о нарушении, а также выбирать оптимальные методы его профилактики и коррекции.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день сбору анамнеза не уделяется должного внимания, а в литературе нет исследований, посвященных анализу анамнестических данных детей, имеющих речевые нарушения, и, в частности, леворуких детей с трудностями обучения письму.

Целью нашего исследования стало изучение анамнестических данных леворуких детей, имеющих трудности в обучении письму, позволяющих получить наиболее полную картину нарушения.

Для экспериментального изучения специально были отобраны дети 2-3 классов из нескольких общеобразовательных школ г. Москвы, имеющие трудности овладения письмом. Все учащиеся имели нормальный интеллект, слух и зрение.

Экспериментальную группу составили дети с нарушениями письма, использующие в графической деятельности левую руку, в количестве 41 человека, в контрольную группу вошло 50 праворуких детей с нарушениями письма.

В обеих группах нами были изучены мануальное предпочтение и анамнез этих детей. Изучение мануального предпочтения, т.е. определение ведущей руки, проходило по модифицированному тесту M. Annett (О.Б. Иншакова (2004), в котором было уравновешено число проб (по 9), связанных с выполнением привычных действий, находившихся под контролем взрослых и проб, связанных с выполнением непривычных действий, которые не контролировались взрослыми (например, смахивание крошек со стола, раздача лото, отвинчивание пробки и т.д.). Всего тест включал 18 проб.

Для сбора анамнестических данных была использована анкета с бальной шкалой, позволяющая собрать сведения о факторах, воздействующих на организм матери в ранний период развития ребенка, и факторах, влияющих на ребенка на раннем этапе его развития. Анкета состояла из 40 вопросов, которые условно были разделены на несколько блоков: данные о родителях до появления ребенка; течение беременности; течение родов; данные о ребенке при рождении; раннее развитие ребенка от 0 до 3-х лет; соматическое состояние ребенка в периоды от 0 до 3-х лет, от 3 до 9 лет; социум/семья (вопросы, касающиеся трудностей общения родителей с ребенком, взаимоотношений родителей между собой и т.д.).

Первоначальный анализ анамнестических данных детей показал, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах имелись отдельные грубые нарушения раннего периода развития, достигавшие (в сумме) отклонения от среднего популяционного показателя на 2,0σ и более. Однако выявленные патологические признаки и их характер были особенными в каждой из групп. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Патологические факторы раннего периода развития, характерные контрольной и экспериментальной группам учащихся

 

Экспериментальная группа

(леворукие школьники с нарушениями письма)

Контрольная группа

(праворукие школьники с нарушениями

письма)

1.

возраст отца

3,4%

1.

нежелательная беременность

2,3%

2.

патология в 1-ую половину беременности

3,4%

2.

напряженная обстановка в семье

2,3%

3.

родовая травма

3,4%

 

 

 

4.

частые головные боли у ребенка в возрасте после 3-4 лет

2,3%

 

 

 

5.

потеря сознания у ребенка без явной причины

1,1%

 

 

 

6.

перенесенные ребенком гнойные инфекции

1,1%

 

 

 

Из табл. 1 видно, что общее число показателей существенно отклонявшихся от средних популяционных в анамнезе леворуких детей с трудностями обучения письму было значительно больше, чем показателей, обнаруженных в анамнезе праворуких детей, также имевших трудности обучения. При этом нарушения развития характерные для одной группы, оказались не характерными для другой группы учащихся.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе учащихся, в которой находились леворукие дети, выявленные нарушения развития скорее всего носили биологический и, возможно, генетический характер. К ним относились: возраст отца (40 лет и старше), патология во время 1-ой половины беременности (отеки и кровотечения матери, отслойка плаценты), родовая травма у ребенка при рождении, потеря сознания у ребенка без явной причины и частые головные боли у ребенка в возрасте после 3-4 лет.

В контрольной группе нарушения, имевшиеся в анамнезе у детей с трудностями в обучении письму, как видно, носили чисто социальный характер. К ним отнесли нежелательную беременность и напряженную обстановку в семье (т.е. частые ссоры и конфликты родителей).

На следующем этапе обработки результатов исследования дети контрольной и экспериментальной групп были распределены по подгруппам в зависимости от степени выраженности рукости (максимальная или устойчивая, средняя и минимальная или слабая):

1 подгруппа – дети с максимальной степенью выраженности рукости;

2 подгруппа - дети со средней степенью выраженности рукости;

3 подгруппа - дети с минимальной степенью выраженности рукости.

Изучение анамнестических сведений в выделенных подгруппах позволило увидеть следующую закономерность: чем больше количество патологических признаков было зафиксировано у ребенка в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды, тем выше оказалась степень выраженности рукости. При этом общее количество выявленных в анамнезе патологических факторов было существенно выше у школьников экспериментальной группы (леворукие), чем у школьников контрольной (праворукие), у которых они тоже отмечались.

Помимо этого в ходе нашего исследования было установлено, что большинство обследованных нами учащихся обеих групп уже в самом начале обучения имели сформированное моторное предпочтение, что проявлялось в устойчивой праворукости или леворукости у преобладающего количества учащихся. Минимальной степенью выраженности рукости обладало наименьшее количество детей.

Таким образом, данное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Большинство детей, имеющих трудности в овладении письмом, к началу обучения в школе обнаруживают сформированное мануальное предпочтение, что проявляется в устойчивой праворукости или леворукости;

2. Преобладание патологических признаков в анамнезе школьников с трудностями овладения навыком письма оказывается связанным с максимальной степенью выраженности право- и леворукости;

3. Наличие достоверно большего количества патологических факторов, воздействующих на развивающийся мозг леворуких в ранний период развития, скорее всего, указывает на патологическое происхождение леворукости у этих детей, чем на генетическое;

4. Детальное изучение анамнестических сведений учащихся является важной дополнительной информацией для более точного комплексного анализа нарушений, выбора и осуществления коррекционных мероприятий, направленных на преодоление трудностей в овладении навыком письма.

 

Литература

1. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М.: «Книга». - 1994. – 232с.

2. Иншакова О.Б. Дисграфия и фактор семейного левшевства / О.Б. Иншакова //Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. – СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 1994. – С.95 – 100.

3. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения учащихся правшей и неправшей: Дис…. канд. пед. Наук. – М., 1995. – 169с.

4. Иншакова О.Б. Леворукий ребенок /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития /О.Б. Иншакова. –М.: «Школьная пресса», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2004 № 1. – С.72-75.

5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга/А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1962. – 432с.

6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма/А.Р. Лурия. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 81с.

7. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей: методические рекомендации/А.В. Семенович. – М., 1998. – 32с.

8. Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей/А.В. Семенович. – М.: «Генезис», 2004. – 250с.

9. Сергиенко Е.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга/Е.А. Сергиенко, А.В. Дозорцева // Функциональная межполушарная асимметрия/Под общ. ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. – М.: «Научный мир», 2004 – С.219-257.

10. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 128с.

11. Чуприков А.П. Антропоизометрия и охрана здоровья леворуких // Леворукость у детей и подростков / Под ред. Г.Н.Сердюковой и А.П. Чуприкова. - М, 1987, С.7-13.

 
 

г. Москва, улица Гарибальди, дом 24, офис 7, подъезд 1

+7 (495) 971-18-95