Логопед, дефектолог, психолог

занятия и консультации у профессоров и доцентов

Центр коррекции речи
Офис на ул. Гарибальди:
+7 (495) 971-18-95
Офис на Октябрьском Поле:
+7 (495) 971-18-97
наш адрес написать письмо
пн-пт 9:00-20:00
сб-вс 10:00-19:00

Богатырева И.Р., аспирант кафедры логопедии

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

 

Назарова А.А., соискатель кафедры логопедии

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

 

Динамический анализ овладения основными орфографическими принципами письма детьми с задержкой психического развития

 

Орфографически правильное письмо - сложный навык, базирующийся на двух основных принципах: фонематическом (требующем прямого соответствия между фонемой и графемой [2]) и морфологическом (предполагающем единообразное написание морфем независимо от их произнесения [2]). Нарушение формирования фонематического принципа письма у детей приводит к появлению дисграфии [4]. Случаи нарушения формирования морфологического принципа письма изучаются отдельно и именуются дизорфографией [1].

Особый интерес представляют учащиеся, у которых нарушения формирования двух основных принципов письма, сопряжены с задержкой психического развития (ЗПР). Число таких детей в популяции учащихся начальных классов за последнее время существенно увеличилось. В современной литературе под ЗПР понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, что затрудняет формирование навыка письма данной категории детей [3, 8].

Однако наиболее изученным в науке оказался факт взаимосвязи задержки психического развития с дисграфией. При этом на начальном этапе овладения фонематическим принципом письма у детей констатируется дисграфия, возникающая на основе нарушений звукового анализа и синтеза, о чем свидетельствуют многие авторы, изучающие письменные работы школьников [3, 8].

Вместе с этим сведения, отражающие непрерывный процесс овладения двумя основными орфографическими принципами письма детьми с ЗПР в начальной школе, отсутствуют, что делает изучаемую проблему актуальной.

Целью настоящего исследования явился динамический анализ овладения основными орфографическими принципами письма детьми с задержкой психического развития.

Для проведения экспериментального исследования была выбрана стандартизированная методика Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой (2008), позволяющая оценить становление основных орфографических принципов письма школьников начальных классов, на основе изучения исправленных и неисправленных (дисграфических и дизорфографических) ошибок письма на материале диктантов, списываний с печатных и рукописных текстов [6].

Для изучения интеллекта использовалась методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (адаптированный вариант Ю. Филимоненко, В. Тимофеев (1992)), позволяющая определить величину вербального, невербального и общего интеллекта, характеризующую количество индивидуально набранных баллов, и особенности изученных компонентов вербального, невербального и общего интеллекта, отражающих специфику выполнения проб каждого субтеста. Это позволяло получить индивидуальный интеллектуальный профиль для каждого участвующего в эксперименте ребенка, охарактеризовать состояние интеллекта современной популяции школьников и на этой основе выделить группу школьников с ЗПР (IQ: 70 – 90 баллов) [9].

Анализ результатов изучения интеллекта школьников позволил получить средний балл общего интеллекта учащихся с ЗПР, который соответствовал 83, 8 баллам. Так же были посчитаны показатели вербального и невербального интеллекта. Коэффициент вербального интеллекта данной группы учащихся составил 79, 4 балла. Наибольшие трудности при изучении вербального интеллекта у детей вызвал субтест «Слованрый», что свидетельствовало о невозможности давать развернутые определения тем или иным словам (средний балл за выполнение этого субтеста детьми с ЗПР оказался в 2 раза ниже соответствующего среднего популяционного показателя).

Коэффициент невербального интеллекта учащихся с ЗПР составил 90,1 балла. Результаты изучения невербального интеллекта школьников с ЗПР свидетельствовали, что дети испытывают значительные трудности при актуализации значимых признаков изображенных предметов и обнаружении недостающих из них (следует отметить, что выполнение данного задания напрямую зависит от состояния зрительного внимания), Также у детей данной группы отмечается недоразвитие навыков зрительно-пространственного синтеза (преимущественно на образном уровне) и недоразвитие зрительно–моторной координации.

Исследование интеллекта группы младших школьников с задержкой психического развития выявило равномерное снижение всех компонентов вербального и невербального интеллекта данной группы учащихся.

На следующем этапе экспериментального исследования были проанализированы данные, отражающие процесс овладения фонематическим принципом письма учащимися с ЗПР.

Анализ процесса овладения фонематическим принципом письма школьниками с ЗПР показал, что на протяжении всего обучения в начальных классах количество дисграфических ошибок в их письменных работах превышает популяционные показатели. Однако к началу обучения в четвертом классе количество дисграфических ошибок в письменных работах детей резко снижается и становится меньше популяционного показателя, достигая нормы, что свидетельствует о существенном временном отставании в формировании данного навыка. Качественный анализ письменных работ учащихся с ЗПР показал, что самым сложным видом письма для них являлось письмо под диктовку. Данная группа учащихся одинаково успешно справлялась с двумя видами списываний.

Изучение процесса овладения морфологическим принципом детьми с ЗПР дало возможность установить, что суммарное количество неисправленных дизорфографических ошибок, допущенных во всех видах письменных работ, возрастало с каждым учебным годом. Данный факт сопряжен с исследованиями Корнева А.Н., Прищеповой И.В., свидетельствующими о том, что орфографически правильное письмо требует выполнения ряда последовательных операций, т.е. «обнаружения орфограмм и решения орфографической задачи» [5, 7], чем с трудом овладевают дети с ЗПР.

Следует отметить, что количество неисправленных дизорфографических ошибок в конце каждого учебного года существенно превышало соответствующие показатели, характерные началу следующего года обучения, что, вероятнее всего, говорит об утомляемости учащихся к концу учебного года.

Так же стоит отметить, что количество исправленных дизорфографических ошибок, допущенных учащимися с ЗПР во всех видах письменных работ, на протяжении всего периода обучения в начальной школе не претерпевало существенных изменений, что свидетельствует о низком уровне сформированности функции контроля у этих детей.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Школьники с ЗПР, обучающиеся в начальных классах общеобразовательной школы, имеют особую динамику овладения фонематическим принципом письма, характеризующуюся значительной задержкой его формирования, преодолеваемой только к четвертому году обучения.

  2. Учащиеся с ЗПР в полной мере не овладевают морфологическим принципом письма на протяжении четырехлетнего обучения в общеобразовательной школе, что связано с невозможностью выполнения ряда последовательных операций, необходимых для формирования данного принципа письма.

 

Список литературы:

  1. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников / О.И. Азова: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2006.

  2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание/под ред. В.Н. Ярцевой. – 2-ое (репринтное) издание. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  3. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

  4. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников / О.Б. Иншакова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы – М.: Изд-во МСГИ, 2004.

  5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей/А.Н. Корнев. – СПБ.: Речь, 2003.

  6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: ТЦ Сфера, В. Секачев, 2008.

  7. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников/И.В. Прищепова. Учебно-мотодическое пособие. – СПб: КАРО, 2006.

  8. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. М.: ТЦ Сфера, 2009

  9. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. – С-Пб., 1992

 
 

г. Москва, улица Гарибальди, дом 24, офис 7, подъезд 1

+7 (495) 971-18-95