Логопед, дефектолог, психолог

занятия и консультации у профессоров и доцентов

Центр коррекции речи
Офис на ул. Гарибальди:
+7 (495) 971-18-95
Офис на Октябрьском Поле:
+7 (495) 971-18-97
наш адрес написать письмо
пн-пт 9:00-20:00
сб-вс 10:00-19:00

ЗНАЧЕНИЕ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РАННЕМ ПЕРИОДЕ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА ДЛЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Белякова Л.И., Филатова Ю.О.

В последние годы логопедическая наука вышла за рамки прикладных педагогических исследований, обеспечивающих коррекцию речевых нарушений. Накопление системных представлений в целостной науке о человеке дало новый импульс для проведения более глубоких научных исследований в логопедии. Находясь на стыке различных научных дисциплин, она начинает все ближе примыкать к нейропедагогике.

Известно, что сложный многосторонний психический процесс, каковым является речь, относится как к врожденным способностям человека, так и к его психофизиологическому развитию и социальным условиям жизни. Для возникновения и становления речевой функции необходимыми условиями являются нормальное анатомическое строение артикуляционного аппарата, зрелость органов чувств — слуха, зрения, обоняния, осязания — и, главное, сформированность головного мозга (особенно его речедвигательного и речеслухового анализаторов) и всей нервной системы в целом. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), а также его соматический статус. В связи с этим значительную роль играет тщательный сбор анамнестических сведений о раннем периоде развития ребенка.

Известно, что речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сенсомоторной системы, итогом которой является приведение в готовность и действие оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры и выполнение артикуляторной задачи сообразно программе, интегрированной в мозге.






*Термином «речедвигательный акт» мы обозначаем комплекс характеристик устной речи: артикуляцию (звукопроизношение), интонацию, плавность операций нейромоторного аппарата, совершаемых в процессе устной речи, т.е. то, что образует результат действия функциональной системы «говорения». Языковое содержание речедвигательного акта в данном контексте не рассматривается.


Разработанная нами на основе функциональной системы поведенческого акта (Анохин, 1980) схема функциональной системы речедвигательного акта показывает, что врожденные речевые механизмы (филогенетическая речевая память) и способность к спонтанному развитию речи при определенных социальных условиях (онтогенетическая речевая память) лежат в основе центральных нервных механизмов, формирующих речедвигательный акт (рис. 1). Под филогенетической речевой памятью мы понимаем врожденную проторечевую артикуляцию, интонацию, ритм, которые реализуются в крике, гулении и на первых этапах лепета. Этот этап развития речевых механизмов, поддерживаемых кинестетической и слуховой афферентациями, начинается сразу после рождения.

Не останавливаясь на рассмотрении универсальных для разных функциональных систем узловых механизмах (Анохин, 1980), укажем лишь, что любая функциональная система имеет специфические для нее свойства, зависимость от количества и качества афферентных импульсов, постоянную связь с периферическими органами. Каждая из афферентаций представляет собой сложное структурно-функциональное образование и может быть рассмотрена как в качестве подсистемы функциональной системы речедвигательного акта, так и в качестве самостоятельной функциональной системы, поскольку каждая афферентация имеет свой результат действия, собственную программу и центральные и периферические механизмы реализации.

Характер первого крика сигнализирует о сохранности центральной нервной системы, звонкость и продолжительность голоса свидетельствуют о достаточной зрелости и целостности продолговатого мозга, благодаря которому обеспечивается нормальный тонус мышц, хорошее наполнение воздухом легких и достаточное подсвязочное давление голосовых складок. Гуление демонстрирует генетически заложенные базовые механизмы речи, обеспечивающие в дальнейшем специфический способ общения людей. На этапе лепета начинают формироваться характеристики родного языка, интонационный и звукопроизносительный его облик, т.е. начинается собственно речевой онтогенез (онтогенетическая память). Акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Речевая мотивация, указанная нами в афферентных механизмах, не равнозначна пусковому стимулу. Она постоянно присутствует как необходимое условие развивающейся речи. Мы считаем, что речевая мотивация является фактором, подготавливающим интегрированную психомоторную реакцию в виде речедвигательного акта, который совершается в ответ на пусковой стимул (как внешнее, так и внутреннее побуждение к речи). Этим можно объяснить высокую речевую активность детей дошкольного возраста, их постоянное желание оречевлять свои действия, окружающие их предметы и т.п.

У детей может быть резко ослаблена речевая мотивация в тех случаях, когда имеются значительные нейромоторные нарушения артикуляции, специфические условия речевого воспитания (не говорящие родители) и прочее. Коррекционная работа в этих случаях обязательно включает развитие мотивации к общению.

Не имеющие, казалось бы, прямого отношения к развитию речедвигательного акта зрительные афферентации, тем не менее, начинают играть свою роль уже в первые месяцы жизни ребенка. Младенец начинает фиксировать взор при общении со взрослым не на лице и глазах (как это делают подростки и взрослые), а на губах и языке говорящего человека, эхопраксически повторяя эти движения. У незрячих детей речь формируется позднее, чем в норме, а с возрастом отстает и в своем языковом развитии (Бельтюков, 1977; Волкова, 1982; Шлай, 2005 и др.). Известно, что дети с речевыми нарушениями (сенсорная алалия) также сосредоточенно глядят на «исполнительный орган» речи — рот.
Разумеется, в данной схеме (рис. 1) указаны далеко не все афферентации, влияющие на результат действия функциональной системы речедвигательного акта. Так, эмоции являются тем необходимым фактором, который поддерживает оптимальный уровень бодрствования высших отделов мозга и позволяет развиваться высшим психическим функциям. С этим связан биологически обусловленный повышенный фон настроения у маленьких детей. Эмоциональное перевозбуждение играет значительную роль в появлении у детей заикания, которое кардинально перестраивает функциональную систему речедвигательного акта.

При любом дефекте одной из частей функциональной системы происходит перестройка составляющих ее процессов. Рассмотрение нарушения программы действия через призму системных представлений дает возможность выделять то звено патогенетического механизма, которое ведет к появлению речеязыковых нарушений (Анохин, 1980).

Знание о том, как на стадии афферентного синтеза с введением новых афферентаций можно изменить программу действия, а, следовательно, и качество устной речи как результата действия, позволяет по-новому проанализировать как онтогенез речи, так и ее дизонтогенез.
Овладение языком предполагает точную дифференциацию всех элементов слышимой, произносимой или читаемой речи, и этот анализ неизбежно связан с произношением слов вслух, шепотом или про себя. Правомерно считать, что именно в дошкольном возрасте у детей, благодаря постоянной кинестетической и слуховой оценке речи, перебираются, по выражению П.К. Анохина, «все степени свободы» и оставляются только те, которые содействуют получению фонетического и лексико-грамматического эталона родного или доминантного языка, что экспериментально доказано работами В.И. Бельтюкова (2003), Т.Н. Ушаковой (2004) и др.

Теоретические представления о функциональной системе речи способствуют выявлению конкретных закономерностей развития некоторых подсистем речеобразования, исследованию различных показателей речевого развития, совокупность которых можно оценивать как норму.
Так, артикуляционная моторика является частью общих моторных функций организма. Развитие произвольных движений обеспечивается, главным образом, за счет двух факторов, кинестезического и кинетического. Информацию о речевом акте, помимо кинестезии, дает еще и акустический контроль. Известно, что кинетическая составляющая моторных функций осуществляется в форме кинетических и мелодических схем. В отношении речевой моторики этот фактор обеспечивает плавную смену артикуляции от звука к звуку в процессе произнесения слова и перехода от слова к слову.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются две стороны речевого процесса — психическая и речедвигательная, — формирование координаторных механизмов деятельности периферического речевого аппарата (звукопроизношение, речевое дыхание, просодика).
Собственно речевой онтогенез начинается с речедвигательных механизмов — крик, гуление, первый этап лепета — и представляет собой, как указывалось ранее, демонстрацию генетической речевой памяти. А затем начинает развиваться артикуляция как часть общей моторики. Психическая составляющая связана с лексико-грамматическим структурированием высказывания. В норме психическая и моторная стороны речи развиваются достаточно синхронно и гармонично (Беляков, Белякова, 2005).

Неустойчивость физических параметров устной речи в целом более характерна для дошкольного возраста в силу незрелости как физиологических, так и психологических механизмов устной речи. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способ­ствуют формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий (факторы риска), то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых афферентаций для формирования речи (нарушение речевого общения с взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых негативных факторов, как биологических, так и психологических. Резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды, с одной стороны, соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения, с другой, могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.
Формирование фонологической системы языка в онтогенезе имеет свои закономерности. С самого начала речевого онтогенеза ребенок активно использует в общении с окружающими глобальные фонетические структуры, которые постепенно расчленяются и образуют звуки, которые будут в дальнейшем отражать национальный язык — принцип дихотомии (Бельтюков, 2003). Этот принцип прослеживается и на более высоких уровнях языкового развития детей. Перед тем, как усвоить произношение новых позначению слов, ребенок предваряет это звуками или слогами обобщенной речевой структуры (Ушакова, 2004).

Одним из физических показателей речевого высказывания является плавность речи. В это понятие включаются темпо-ритмические характеристики речевого выдоха и планирование речевого высказывания. Зарубежными авторами выявлены и охарактеризованы некоторые показатели неплавности речи и их динамика в зависимости от возраста ребенка и темпа его речевого развития (Иеле, 1995; Bernstein, 1981; Colbrun, 1985; Silverman, 1973; Starkweather, 2002; Yairi, 1981 и др.). Отечественные исследования позволили выделить группы риска по возникновению речевой патологии и разработать некоторые профилактические меры (Асланова, 2007; Белякова, Асланова, 2003 и др.).
Плавность речи развивается у ребенка на всем протяжении дошкольного возраста.

В школьном периоде (в особенности младшем) ритм речи, ее темп остаются недостаточно устойчивыми. Как у детей, так и у взрослых при волнении темп речи ускоряется, ритм нарушается, нередко появляются итерации, недоговаривание слов и предложений и даже смысловая несвязность речи. Развитие плавности речи — показатель становления ритмических механизмов мозга, благодаря которым происходит временная состыковка программ выбора лексических и грамматических средств выражения, выбора моторной реализации речевого высказывания (речевое дыхание, голос, артикуляторная программа) и реализация общей программы устной речи.

Возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной «непрочности» при воздействии различных вредоносных факторов. Все показатели развивающейся устной речи тесно увязаны между собой и взаимозависимы. Изменение тех или иных афферентаций меняет программу действия функциональной системы речи, а, следовательно, и сам результат действия. Так, от темпа развития онтогенетической памяти (скорости накопления слов и формирования фразовой речи) зависит развитие плавности речевого высказывания, т.е. когда в едином речевом акте соединены речедвигательная программа, речевое дыхание и лексико-грамматическое оформление высказывания в пространственно-временном отношении.

У детей с условно нормальным темпом речевого развития отмечается возрастная динамика показателей неплавности речи. Так, в возрасте 1,5-2,5 лет наблюдаются преимущественно повторы изолированных звуков, частей слова, паузы между словами. В возрасте 2,5-3,5 лет существенно возрастает число показателей неплавности речи и расширяется их репертуар. Помимо повторов частей слова и пауз регистрируются дыхательные итерации, повторы целого слова, пересмотры. В возрасте 3,5-5 лет в два раза сокращается число показателей неплавности речи, которые начинают выражаться преимущественно повторами целого слова, паузами и пересмотрами.

При ускоренном темпе речевого развития на протяжении 1,5-5 лет жизни у детей регистрируется большое количество показателей неплавности речи (особенно в средней возрастной группе — 2,5-3,5 года) и отсутствует возрастная динамика качества показателей неплавности речи; у детей старшего дошкольного возраста виды показателей неплавности те же, что и у более младших детей, что свидетельствует о нарушении онтогенеза плавности речи.

У детей с быстрым темпом речевого развития отмечаются повышенная речевая активность, впечатлительность, эмоциональная лабильность, а в сложных случаях речевого общения могут регистрироваться эпизодические судорожные запинки, что говорит о снижении адаптационных возможностей центральной нервной системы и что позволяет отнести этих детей к группе риска появления заикания.

При замедленном темпе речевого развития наибольшее количество показателей неплавности речи наблюдается у детей в возрасте 3,5-5 лет. В ситуациях сложного лексического и грамматического оформления высказывания, при утомлении и эмоциональном напряжении могут регистрироваться единичные судорожные запинки, что свидетельствует о снижении адаптационных механизмов центральной нервной системы. Такие дети также могут быть отнесены к группе риска появления заикания.

У детей часто наблюдается расхождение в темпах созревания психических и речедвигательных механизмов. Нередко у ребенка с высоким уровнем развития лексико-грамматической стороны речи наблюдается нечеткость произносительной стороны, несформированность речевого дыхания, значительное количество неплавностей. Все это является свидетельством замедления формирования центральных механизмов регуляции речевой функции, что проявляется общей дизритмией высказывания.

Выявление нарушения речевого развития на раннем этапе и правильно организованные психолого-педагогические мероприятия позволяют предотвратить его последствия, а в случае речевой патологии — создать условия для увеличения возможностей развития речевой функциональной системы. К этим условиям относятся, помимо традиционных логопедических технологий, направленных на развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, накопление словаря и т.д., методы развития высших психических функций.

Традиционные логопедические технологии позволяют нередко ребенку с речевым нарушением иметь в старшем дошкольном возрасте готовность к обучению в общеобразовательной школе (Левина, 1965). Однако у большинства таких детей позднее обнаруживаются трудности овладения письмом и чтением, которые иногда сопровождают их на протяжении всего школьного обучения.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, позволяющих считать, что включение методик по развитию высших психических функций в коррекционно-педагогическую работу способствует нормализации деятельности мозга таких детей (Иншакова, Колесникова, 2006 и др.). На наш взгляд особое значение имеет ритмизация всей жизни и деятельности ребенка.

Известно, что живая природа устроена ритмично. Дыхание, сердцебиение, ходьба, бодрствование и сон — это лишь самые очевидные проявления биологических колебаний, за которыми скрыто огромное количество ритмических процессов. По мнению В.П. Рыбакова (2001), организм человека представляет собой совокупность различных циклов, содержащих разное количество часов.

Ритмические механизмы тесно связаны с общей координацией всех психофизиологических процессов. Они осуществляют сложнейшее «увязывание» психических и моторных процессов речевой функции, что было давно подмечено практикой логопедии.

Предрасположенность человека к восприятию и воспроизведению пространственно-временных ритмических структур заложена в том, что он является частью Вселенной, корни этого явления в биологической и социальной сущности человека. Упорядоченность Земли, живой и неживой природы, биологического строения и процессов всего человеческого организма вызывает стремление организовать и все создаваемое человеком по законам ритма.

Анализ онтогенеза составляющих темпо-ритмической организации различных видов детской деятельности показывает, что постижение времени и пространства в онтогенезе происходит гетерохронно, причем исходным компонентом является ее временная составляющая (Венгер, 1976; Кольцова, 1973 и др.). Временная ритмичность, более ранняя в онтогенезе, становится основой для постижения ребенком ритма.
Элементарная временная ритмичность ребенка первого года жизни генетически обусловлена и обеспечивается врожденной функциональной системой (Медникова, 2004; 81 Stermanet. а1, 1971 и др.). Пространственная же составляющая ритма появляется и нарастает по мере социализации мотивов деятельности, ее можно считать продуктом социализации ребенка.

Как нам представляется, для человека, как целостной самоорганизующейся системы, особое значение имеет ритм. Универсальная природа ритма обнаруживается во всех составляющих человека как системы (ритм сердечных сокращений, дыхания и других функций организма). Появление дизритмии или аритмии приводит к тому, что вся данная система становится недостаточно полноценной или вовсе несостоятельной в той или иной области функционирования. С этой точки зрения показатели неплавности речи являются свидетельством того, что созревание ритма речи — наиболее поздно развивающийся и наиболее сложный процесс. Неплавность речи — дизритмия протекания речевого процесса — может быть как этапом онтогенеза, так и признаком речевой патологии.

Последовательное рассмотрение этапов становления речевой деятельности показывает, что постижение ребенком временной составляющей, основанной, прежде всего, на слухо-моторных взаимодействиях, несколько опережает овладение пространственной составляющей.
Овладение звуковой стороной речи начинается с повторных движений языка, губ, которые ребенок осуществляет многократно, осваивая тот или иной артикуляционный уклад. В возрасте 9-10 месяцев ребенку уже не требуется подобная артикуляционная гимнастика, он легко подражает взрослому, имитируя движения органов артикуляции, передавая при этом ритмическую модель образца (Кольцова, 1973). Это период появления первых слов, имеющих акцентированный первый слог, т.е. построенных по хореическому типу, символизирующий начало овладения чередованием в речи и свидетельствующий о нарастании пространственного компонента ритма.

Закрепление, установление и появление новых интерсенсорных связей, которые являются на первом году жизни основой накопления ребенком социального опыта, свидетельствуют о совер­шенствовании интегративной деятельности мозга ребенка. В свою очередь, формирующееся сенсомоторное поведение отражает интегративные возможности мозга, которые и обеспечивают у ребенка формирование серийности движений и организацию двигательного акта к концу первого года жизни.

Особое качество речевой деятельности придает в этот период развития появление акцента. Акцент обогащает ритмическую организацию деятельности свойством знаковости, а, кроме того, придает ей не только значение, но и смысл. Чередование ударных и безударных речевых единиц становится характерным и для простейшей фразы. Однако при овладении фразовой речью параллельно ребенок активно пользуется повтором. Вероятно, это связано с тем, что в ходе повтора происходит усвоение лексического значения слова. В дальнейшем в речи ребенка появляется предложение с акцентированным словом, а затем — связный рассказ с акцентированным смысловым центром. На этом этапе развивается просодический компонент речи — ее интонация. По словам Н.И. Жинкина (1982), именно в просодии выражается коммуникативное действие, поступок человека, имеющий смысл, и значение слова усваивается ребенком из просодии — самого высокого уровня человеческого языка. Именно ритмическая организация речи обеспечивает просодику.

Таким образом, эталонами пространственно-временной организации речевой деятельности выступают такие базовые ритмические структуры, как повтор, чередование, симметрия, и ребенок овладевает этими эталонами последовательно в ходе своего онтогенетического развития.
Ритмизация любых функций организма, как показывают многочисленные исследования, способствует как речевому развитию, так и коррекции речевых нарушений (режим общий и речевой, ритмические движения, музыкальные занятия, чтение стихов, ритмизация речи с помощью ритмических движений и т.д.). С другой стороны, развитие ритмической функции ведет к самоорганизации центральных механизмов (Белякова, Филатова, 2007).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что выявление факторов риска дисграфии связано не только с определением темпа и уровня речевого развития, но и с использованием методик определения темпо-ритмической организации моторики и речи. Разработанные в логопедии методики (Волоскова, 1996; Павалаки, 1996 и др.) адекватно отражают эти характеристики и являются эффективными логопедическими технологиями.

Именно генетически заложенные механизмы самоорганизации развития речи, в основе которых лежит закономерная взаимосвязь биологического и социального, позволяет ребенку овладеть речью как способом социальной адаптации. Использование анамнестических сведений о речевом онтогенезе позволяет предупредить нарушения не только речевого развития, но и письма.

 
 

г. Москва, улица Гарибальди, дом 24, офис 7, подъезд 1

+7 (495) 971-18-95