Логопед, дефектолог, психолог

занятия и консультации у профессоров и доцентов

Центр коррекции речи
Офис на ул. Гарибальди:
+7 (495) 971-18-95
Офис на Октябрьском Поле:
+7 (495) 971-18-97
наш адрес написать письмо
пн-пт 9:00-20:00
сб-вс 10:00-19:00

Заикание

Заикание – это нарушение речи, проявляющееся судорогами речевых мышц, которые прерывают речь, меняют ее темп и ритм. Обычно заикающиеся стремятся как можно быстрее высказать свою мысль, как бы опережая эти судороги. В момент судорожного сокращения речевых мышц помимо темпа и ритма нарушаются: речевое дыхание, интонация, артикуляция, распределение пауз – все это в целом искажает устную речь. Ребенок, у которого появилось заикание, начинает выбирает слова и фразы наиболее «удобно» произносимые, старается не употреблять малознакомые слова. Заикание является болезнью, оно не ограничивается судорогами речевых мышц, а говорит об общем нездоровье организма, о сбое в работе центральной нервной системы. Нередко наблюдается ограничение в речевом общении либо полный отказ от него, а это означает, что речь ребенка перестает правильно развиваться.

Наличие заикания у маленьких детей ведет не только к нарушению речи и ее дальнейшего развития, но и к патологическому формированию личности. Не стоит полагать, что все само собой пройдет, не наложив никакого отпечатка на процесс развития ребенка. Нередко с появлением заикания у детей ухудшается настроение, они становятся плаксивыми, хуже засыпают, у них снижается аппетит, то есть появляются невротические реакции. Усугубляет их состояние отношение к дефекту не только самого ребенка, но и его родителей, окружающих. Некоторые из родителей, обнаружив у своего ребенка заикание, стараются предупредить любое его желание, чтобы не вызвать, как им кажется, на фоне эмоционального переживания еще больших речевых судорог. Такое отношение приводит лишь к усилению капризности малыша, вседозволенности в поведении. Другие родители выбирают методом воспитания заикающихся детей наказание. Ребенка бранят или просто его останавливают в момент судорог, не давая договорить начатую мысль. При таком отношении дети становятся замкнутыми, робкими, стараются как можно меньше пользоваться речью.

Если логопедическая работа начинается своевременно, то есть близко к самому началу заикания, то успех бывает полный. Дети перестают заикаться, к ним возвращается устойчивое хорошее настроение, нормальный сон и аппетит. Процесс логопедической коррекции не является быстрым, хотя судорожные запинки в речи могут исчезнуть довольно быстро. К сожалению, иногда быстрый эффект от логопедической работы прерывается рецидивом, то есть повторным возникновением заикания.

Существуют различные методики по устранению заикания, каждая из которых базируется на определенном наборе логопедических техник. Эти методики не противоречат друг другу, однако в каждой из них более пристальное внимание уделяется одному из аспектов речевой деятельности. Базовыми являются техники, связанные с регуляцией эмоционального состояния ребенка, развитием и формированием плавности речевого дыхания, развитием речевых артикуляций и общей моторики. В дальнейшем идет работа по формированию навыков планирования речи и ее правильного воспроизведения.

Одно из главных условий достижения положительного результата – это непосредственное участие в коррекционном процессе родителей, которые смогут сохранить и развить умения, приобретенные ими и их детьми во время занятий с логопедом. Именно по этому, обращаясь за помощью к специалисту, надо хорошо себе представлять, что в течение длительного времени родители должны выполнять все рекомендации логопеда, быть терпеливыми и правильно вести себя с ребенком.

Родителям следует пристально следить за развитием своего ребенка и знать основные факторы, которые могут привести к возникновению данного недуга:

1. сложное протекание беременности и родов;

2. родители ребенка или близкие родственники имеют нарушения темпа или ритма речи;

3. в раннем детстве ребенок имел особенности центральной нервной системы: повышенная утомляемость, плаксивость, ранимость, возбудимость/тормозимость, нарушение сна.

4. раннее речевое развитие: первые слова появляются до года, элементарная фразовая речь до полутора лет, ребенок быстро накапливает словарь, к 2 годам владеет полноценной фразой;

5. позднее речевое развитие: первые слова появляются после полутора лет или позже, фраза появляется к 3-4 годам.

6. ребенок эмоционально реагирует на различные мероприятия: без видимой причины плачет, возникают трудности с засыпанием, может появится недержание мочи и др.

7. ребенок растет в условиях двуязычия;

8. в жизни ребенка произошло или происходят события, оказывающие стрессовое влияние на весь организм в целом: неблагоприятная атмосфера в семье; развод родителей; рождение другого ребенка; ситуация госпитализации на длительное время; посещение дошкольного учреждения; острая психотравмирующая ситуация (испуг).

Однако необходимо понимать, что ребенок на всем своем пути овладения языком проходит через этапы более или менее спокойного и «бурного» речевого развития. В норме многие дети в возрасте от 2 до 5 лет сталкиваются с неплавным произнесением слов и фраз. Это так называемые физиологические запинки, которые через некоторое время после возникновения должны уйти из речи. Если же этого не происходит, или вас что-то настораживает в развитии вашего ребенка, то есть все основания показать его специалистам.

 
 

г. Москва, улица Гарибальди, дом 24, офис 7, подъезд 1

+7 (495) 971-18-95